Эксперт Шурыгин: Контрудар может стать джокером в рукаве Сырского и кураторов
Зеленский вновь заговорил, что ВСУ готовятся наступать. Это сразу вызвало множество вопросов: куда, когда, какими силами?
Начнем с последнего, т.к. именно силы, а точнее - накопленные резервы (людские и материальные) определяют способность армии к наступлению и задачи, которые это наступление должно решить.
Каковы сегодня резервы ВСУ? По прошлому году мы помним, что в их составе сформировали два ударных корпуса - 9-й и 10-й. Они были специально "заточены" под "вэлыкий наступ".
Эти корпуса насчитывали в общей сложности до 14 бригад, до 10 отдельных полков, части тыла и спецназа общей численностью до 80 - 100 тысяч человек, 800 танков, 600 орудий и РСЗО.
В летне-осенних боях оба корпуса понесли тяжелые потери. Начиная с октября их начали отводить в тыл на восстановление. Но уже в ходе зимней кампании часть бригад пришлось вернуть на фронт, дабы заткнуть прорехи в обороне в ходе боев за Марьинку, Авдеевку и на Купянском направлении.
Поэтому говорить сегодня о полном восстановлении их боеспособности не приходится. Тем более что часть этих бригад все так же находится на фронте.
Потери в людях компенсировали за счет очередных волн мобилизации. Но потери в тяжелой технике и вооружении Киеву удалось восполнить лишь частично.
В итоге сегодня эти корпуса не готовы вести наступление, действовать как ударные соединения. Их личный состав недостаточно обучен и подготовлен. Корпуса не имеют необходимого количества техники и вооружения.
Также ударным соединением ВСУ стал корпус морской пехоты. Он объединил четыре бригады морпехов и отдельные части береговой обороны, артиллерии и зенитно-ракетных войск общей численностью до 20 тысяч человек. Но всю осень и зиму корпус вел изнурительные бои за плацдармы на левом берегу Днепра. По некоторым данным, он потерял в боях до 5 тысяч убитыми и ранеными.
Сегодня его боеспособность можно признать удовлетворительной. Однако корпусу не хватает тяжелой техники и вооружения. Он представляет собой скорее не наступательно-ударное, а "легкое экспедиционное" соединение.
Еще одним новым соединением в ВСУ стал 8-й десантно-штурмовой корпус, сформированный в январе 2024 года. Туда вошли 8 десантно-штурмовых, аэромобильных и артиллерийских бригад, а также части спецназа и обеспечения с общей численностью 30 тысяч человек. Этот корпус сегодня наиболее боеспособный и доукомплектованный по штату. Но в боевых действиях он не участвует с декабря 2023-го. Фактически это главный резерв командования ВСУ.
Общая оценка украинских резервов приводит к выводу: имеющихся сил и средств командованию ВСУ не хватит для проведения стратегического наступления. Но их достаточно для энергичного контрудара оперативного масштаба на одном направлении.
Такой удар, на мой взгляд, вполне может оказаться "джокером" в рукаве Сырского и его кураторов из США. Не исключено, что с помощью этого "джокера" они попытаются переломить негативный ход весенне-летней кампании ВСУ, связать наши войска большим сражением и выиграть время (два-три месяца). То есть отодвинуть угрозу военного поражения Украины уже в текущем году.
Куда может быть направлен этот удар? Есть несколько вариантов. Первый - это район Работино, где в прошлом году ВСУ так и не смогли прорвать наш фронт. Но они вклинились в первую полосу обороны и теперь отчаянно сражаются за эти позиции, стараясь их сохранить любой ценой.
Очевидно, что угроза выхода ВСУ к Токмаку с перерезанием наших тыловых коммуникаций в этом районе заставит российское командование перебросить туда резервы. Отражение такого удара потребует сил и времени.
Вероятен удар и на севере - в районе Купянска. Нельзя сбрасывать со счетов угрозу повторения попытки ВСУ наступать на Курско-Белгородском направлении.
Также вероятен отвлекающий удар с высадкой десанта через Днепр в районе Херсона, где морская пехота ВСУ уже скоро как полгода держится за руины населенного пункта Крынки.
Думаю, любое украинское наступление сегодня обречено, особенно если ВСУ не смогут компенсировать российское превосходство в воздухе. Наша бомбардировочная и штурмовая авиация стали настоящим ужасом украинской армии.
Чтобы наступать, противник отчаянно нуждается в пополнении своего парка систем ПВО и в противовоздушном "зонтике" над линией фронта. Всего этого у Украины сегодня нет.
Подготовил Юрий Гаврилов
Telegram-канал Владислава Шурыгина - ramzayiegokomanda