Иранский "удар возмездия": Израилю отвели не больше двух суток
Вечером 1 апреля израильские ВВС нанесли авиаудар по зданию генконсульства Ирана в столице Сирии Дамаске, где также находилась резиденция посла Хосейна Акбари. В результате атаки погибли несколько офицеров Корпуса стражей исламской революции (КСИР), а консульская резиденция оказалась полностью разрушенной.
Иран пообещал ответить, и 12 апреля американские СМИ со ссылкой на собственные источники заявили: в течение ближайших 48 часов Тегеран может нанести удар по территории Израиля, в связи с чем Тель-Авив ожидает прямой атаки с севера или юга.
Пентагон уже привел авианосную группу ВМС США в Персидском заливе в состояние максимальной боевой готовности, американское посольство в Израиле оперативно запретило своим сотрудникам и членам их семей выезжать за пределы Тель-Авива, Иерусалима и Беэр-Шевы в личных целях, поскольку в Вашингтоне уверены в том, что иранский удар по Израилю неизбежен.
Правда, источники, на которые ссылались СМИ США, утверждают, что Тегеран все еще не принял окончательного решения о нанесении удара, тем более что в миссии Ирана при ООН допустили, что его вообще может не быть, если Совбез ООН осудит атаку на консульство в Дамаске.
Однако 11 апреля глава МИД Ирана Хоссейн Амир Абдоллахиан заявил в телефонной беседе с главой МИД ФРГ Анналеной Бербок, что его страна полна решимости ответить и сделает это, но «надлежащим» и «ограниченным» образом, чтобы не допустить дальнейшей эскалации.
В связи с этим возникают вопросы. Если Иран действительно в ближайшие двое суток нанесет «удар возмездия», то как именно это будет выглядеть? Означает ли это, что США тоже «попадут под раздачу», раз их силы в регионе уже минимум сутки сидят «на низком старте»?
- Нарратив о том, что Иран нанесет свой удар по Израилю в течение ближайших 48 часов, в западных СМИ появлялся уже неоднократно, – обращает внимание сотрудник официального информационного агентства Исламской Республики Иран (ИРНА), журналист Хаял Муаззин.
– И не в последнюю очередь это делалось с подачи разведсообщества США, которое очень хочет заставить весь Запад думать, что его работа в Иране поставлена очень четко, но на самом деле это очередной американский блеф.
Возможность нанесения какого-либо удара по сионистскому режиму в деталях обсуждается в очень закрытом и предельно узком кругу лиц. Единственно верно то, что Иран обязательно ответит.
Но когда, где и как именно – не знает никто, кроме посвященных. И сионистские силы, к удовольствию иранского народа и правительства, сильно напуганы неотвратимой местью Ирана, они не знают, как реагировать на такую угрозу, потому что миссия Ирана при ООН озвучила только один-единственный вариант, который позволит им избежать нашего «удара возмездия».
- Вообще, как мне кажется, Иран все-таки немножечко блефует с этим ударом, – делится своей точкой зрения на последние ближневосточные события доцент департамента международных отношений НИУ ВШЭ, востоковед Владимир Сотников.
– Ведь все в мире, и США, и Израиль, и в первую очередь – сам Иран, понимают, что этот удар будет означать. Говорят об эскалации, но фактически же это будет полноценная война в регионе. А в войне на Ближнем Востоке никто сейчас не заинтересован.
Потому-то непосредственно по американским силам и активам в Персидском заливе, как мне кажется, Иран в любом случае бить не будет. Хотя бы по той простой причине, что Тегеран сейчас обсуждает условия «ядерной сделки» и всячески демонстрирует свою готовность к переговорам по этому вопросу, в том числе и с американцами (естественно, при участии России). И окончательно портить отношения с Вашингтоном, которому тоже абсолютно не нужна какая-либо эскалация на Ближнем Востоке, Тегеран в таких условиях, я думаю, не рискнет.
По-видимому, он все же делает ставку на осуждение израильского удара по линии ООН. Но если иранцы все же решатся нанести свой «удар возмездия», то он действительно будет очень ограниченным.
«СП»: Кто или что конкретно в таком случае попадает в зону риска? Израильские войска, военные объекты, какие-то иные активы?
- Я считаю, что это вряд ли будут какие-либо объекты на территории самого Израиля. Потому что любой удар по его территории фактически означает прямую полномасштабную войну Израиля с Ираном. Так что скорее всего, это будет удар по каким-то активам Тель-Авива вблизи израильских границ. Это может быть, скажем, израильский спецназ ЦАХАЛ в секторе Газа. А может быть, целью будут израильские коммандос, так или иначе находящиеся на территории САР, Сирийской Арабской Республики.
«СП»: А каким оружием может быть нанесен удар?
- Честно говоря, возможности Ирана здесь все-таки достаточно ограничены. Скажем, ракету с ядерной боеголовкой иранцы применять не будут.
Они вообще не станут использовать в каком-либо виде ядерные боезапасы, которые у них, несмотря ни на что, имеются. Потому что Израиль, как ядерная держава, сразу ответит тем же.
Но Иран ведь может наносить свой удар и не сам, а воспользоваться для этого силами своих многочисленных прокси. Например, задействовать йеменских хуситов.
«СП»: Насколько, на ваш взгляд, достоверна информация о том, что в том или ином виде, но иранский удар все же будет нанесен в течение ближайших 48 часов, как утверждает американская пресса?
- Как мне кажется, вся эта истерия вокруг гипотетического удара по Израилю вскоре уляжется. Сами иранцы, кстати, заявляют, что они выберут время и место удара, когда наступит час. Скорее всего, я думаю, Иран до последнего будет ждать, какое решение примет ООН.
Но спустить это дело на тормозах Тегеран не сможет, это вопрос государственного престижа. Иран является одним из признанных центров силы на Ближнем Востоке, поэтому действия Израиля совсем без ответа он не оставит. Внутриполитическая обстановка в самом Иране очень напряженная, довольно близкая к гражданской войне, поэтому руководству страны очень важно показать народу свои силы на арене международной.
«СП»: А что может предпринять Тель-Авив? В российском аналитическом сообществе есть мнение, что Биньямину Нетаньяху очень нужна сильная эскалация в регионе, чтобы усидеть в кресле премьер-министра, и поэтому, дескать, он будет всеми возможными способами провоцировать Тегеран ударить непосредственно по Израилю, чтобы потом соответствующим образом ответить.
- Я, пожалуй, не соглашусь с этой точкой зрения. Во-первых, кресло премьера под Нетаньяху и без того уже очень сильно шатается. А если еще он и проиграет в большой войне с Ираном даже при поддержке американцев, то это будет означать моментальную громкую кончину его политической карьеры.
Во-вторых, в Израиле, и прежде всего – в "Моссаде", достаточно влиятельных сил, которые категорически не хотят втягивания Тель-Авива в очередной конфликт, тем более когда разборка с ХАМАС отнимает так много сил. Так что если удар Ирана все же последует, то, я полагаю, Израиль не будет на него никак отвечать. Обмен ударами, и все.
Эти слова эксперта внушают некоторую надежду на то, что угроза Тегерана ответить Израилю видится, скорее, рычагом политического торга, чем реальной военной угрозой. Однако астрологи утверждают – с 12 по 30 апреля наступает очередной критический цикл взаимодействия планет и звезд.
В этот раз Солнце «встречается» с Плутоном в напряженном формате, что может спровоцировать необратимые долгоиграющие глобальные перемены на базе разрушений. Как правило, такие события имеют влияние на массу различных ресурсов и создают социально-экономические трудности. Фатальное столкновение и тяжелые перемены не обязательны, но именно в это время максимально возможны.
В этом свете ситуация в регионе Персидского залива выглядит устрашающе. Восток дело все-таки очень тонкое.