Войти в почту

«Это вам за Полтаву!»: Швеция воюет с Россией руками украинцев

Практически с момента старта российской специальной военной операции Швеция, на тот момент еще пытавшаяся соблюдать кое-какой нейтралитет, пустилась во все тяжкие. На протяжении двух лет Стокгольм регулярно предоставляет Киеву военную и финансовую помощь.

«Это вам за Полтаву!»: Швеция воюет с Россией руками украинцев
© Свободная пресса

Напомним, что последнее оказание военной помощи Швецией другому государству датируется аж 1939 годом. Тогда шведы поддерживали Финляндию в ее противостоянии СССР.

Тем не менее общеевропейский психоз негативно отразился на способности шведского правительства адекватно воспринимать реальность, что трансформировалось в многомиллионные «пакеты» с оружием, боеприпасами, бронированной техникой, скоростными катерами и т. д.

В февральском анонсе очередного, пятнадцатого по счету пакета, потянувшего на более чем семь миллиардов шведских крон (порядка $600 млн), говорится о ракетных комплексах и нескольких типах боеприпасов, а также финансировании приобретения бронетехники. С учетом этого пакета общие затраты Стокгольма на содержание «страны самых смелых президентов» составили примерно тридцать миллиардов крон или $2,9 млрд.

Примечательно, что в этом пакете впервые присутствует военно-морская составляющая в виде двадцати малых катеров «Gruppbatar» и десятка скоростных десантно-штурмовых «Stridsbat 90H». Однако, европейцы всегда остаются европейцами, поэтому «самая сильная армия Европы» получит катера самых старых модификаций. Тех, которые ВМС Швеции эксплуатировать опасаются, надеясь при этом получить финансирование размещения заказов на строительство новых катеров, призванных компенсировать «потери».

Как обычно, в качестве сроков поставки фигурирует «ближайшее время», а круг их будущих боевых задач предполагается очертить позже. Гипотетически такие плавсредства могут поступить в распоряжение украинских подразделений специального назначения и использоваться для террористических атак против Крымского полуострова или левобережья Днепра.

Что из себя представляют десантно-штурмовые скоростные катера «Strb 90H», разработанные в конце восьмидесятых годов прошлого столетия в рамках проекта «Боевой катер 1990 года» и обладающие рядом достаточно интересных технических особенностей? Кроме способности передвигаться на высоких скоростях, они могут вмещать до полувзвода морской пехоты и производить ее высадку на береговой линии со сложным рельефом.

Первые результаты проекта появились достаточно быстро. Уже в 1990 году был заключен контракт на поставку первых ста двадцати «Stridsbat 90H», а в начале двухтысячных появилась модернизированная версия «Strb 90HS» с дополнительным бронированием.

Кстати, экспортный вариант шведского катера приобрел достаточно высокую популярность на мировом рынке оружия, заинтересовав даже такие морские державы, как США, Великобритания и Норвегия. Более того, российские Военно-морской флот и Военно-промышленный комплекс тоже не остались в стороне, и в результате в составе отечественных ВМС появились концептуальные аналоги шведа – скоростной транспортно-десантный БК-16 (проект 02510) и патрульный «Раптор» (проект 03160).

И это на наш взгляд достаточно весомый повод для более подробного знакомства с данным изделием. Это цельнометаллическое судно с оптимизированным для высоких скоростей корпусом и следующими массогабаритными характеристиками: длина – 15,9 м, ширина – 3,8 м, собственная масса – порядка 13 тонн. Полное водоизмещение превышает двадцать тонн, а величина нормальной осадки всего 80 сантиметров.

В центральной части корпуса оборудованы места для размещения десанта с выходом через носовую часть, а на плоскости крыши, как на палубе, установлены необходимое бортовое оборудование и аппаратура.

В качестве силовой установки используются два 625-сильных дизельных агрегата «Scania DSI14 V8» и водометные движители «Kamewa FF», обеспечивающие катеру движение со скоростью 40 узлов (чуть более 74 км/ч) на дальность до 240 морских миль (около 445 км). Состав экипажа – три человека.

Вооружение десантно-штурмового скоростного катера «Strb 90H» применяется в нескольких вариантах. Например, пулеметная турель в сочетании с автоматическими гранатометами может быть заменена дистанционно управляемым боевым модулем. Кроме того, производителем предусмотрены версии бортового вооружения, обеспечивающие катеру выполнение функций противолодочного судна или минного заградителя.

Что же касается катеров «Gruppbat», то они отличаются от «Stridsbat 90H» не только меньшими массогабаритными характеристиками, но и простотой конструкции, являясь, по сути, обычными моторными катерами, малопригодными для ведения боевых действий.

Какие вызовы несет для нас получение шароварными последователями Бандеры трех десятков шведских катеров? Легкие «G-boat», вероятно, появятся на имеющихся в зоне боевых действий более или менее крупных водоемах, а их штурмовые «коллеги» класса CB-90 займутся транспортировкой диверсионных групп на побережье Крыма.

В 2023 году ВС России вполне себе успешно боролись с плавсредствами захисников незалежности, используя при этом весь имеющийся в их распоряжении арсенал: от стрелкового оружия и беспилотных летательных аппаратов до противотанковых ракетных комплексов и артиллерийских систем. Поэтому другой перспективы, кроме как стать очередными мишенями для российских огневых средств, у шведских «ветеранов» нет.

Да и количественный состав этого «флота» не предполагает какого-то особенно мощного боевого потенциала. Причем, значительная часть этих катеров, наверняка будет уничтожена еще в местах базирования. Но когда Зеленский отказывался от подачек?

Ну, а зачем это Стокгольму, мы уже говорили. Это прекрасный шанс списать технически и морально устаревшую матчасть с реальной претензией на замену более современными изделиями, одновременно демонстрируя рекламно-неизменную поддержку Украины.

Говоря о военной помощи Швеции «стране самых больших прапоров и тризубов», нельзя не вспомнить о планах передачи многоцелевых истребителей четвертого поколения SAAB JAS 39 «Gripen», которые анонсировал глава шведского оборонного ведомства Пол Юнсон. По его мнению, тот факт, что Стокгольм уже участвует в программе подготовки украинских летчиков пилотированию американских F-16 «Fighting Falcon», позволит асам из Незалежной избежать проблем при полетах на «Грифонах».

Напомним, что летом 2023 года ознакомительное обучение представителей жовто-блакитных Військово-повітряних сил уже проводилось, но после обещаний Вашингтона поставить на «территорию 404» F-16 тема SAAB JAS 39 «Gripen» сошла на нет сама собой. Однако, прошло более чем полгода, а F-16 как не было, так и нет. А шведы все так же готовы предоставить свои истребители.

И тут возникает еще один достаточно важный аспект, делающий возможную передачу «Грифонов» весьма серьезным вызовом в наш адрес. Несмотря на сопротивление немецкого канцлера, вопрос о передаче Киеву летающих на пятьсот километров (и более) «Taurus» окончательно не закрыт. Что же касается несогласия Шольца, то степень твердости его «нет» зависит исключительно от громкости и тональности окрика из-за океана.

Вы спросите, а при чем здесь шведский «Gripen»? Только при том, что он является штатным носителем этой немецкой крылатой ракеты. А то, чем располагает сегодня авиапарк страны компактного проживания потомков копателей Черного моря, ни модернизировать, ни унифицировать под «Taurus» технически невозможно. Вот такой он, мифический шведский «лев с головой орла».