Первый бой прошел с ножом и электрошокером
Спецкор «Вечерней Москвы» Александр Зосимов продолжает работу на Донбассе. В Донецке он встретился с бойцом-ополченцем Александром Сигидой с позывным «Захар».
Поэт, переводчик с французского и испанского языков, Александр Сигида с позывным «Захар» отправился на защиту Донбасса еще в мае 2014 года. Молодой человек вступил в отряд легендарного полевого командира ЛНР Алексея Мозгового, который погиб в 2015 году.
— Попал во взвод, в котором почти не было местных ополченцев, то есть из Луганской области. Со мной были джентльмены из Кривого Рога, Одессы, Харькова, — уточняет «Захар». — А через некоторое время перешел в батальон «Оплот» Александра Захарченко (погиб в 2018 году. — «ВМ») — вооруженное формирование ДНР.
Тяжесть и опасность военной службы он познал уже в первые дни ополченской жизни. Утром 27 мая, на следующий день после его дня рождения, по их позициям ударила украинская авиация: использовав штурмовик Су-25, вээсушники сбросили на бойцов кассетные боеприпасы.
— В тот день почти все отделались легким испугом, только один человек в результате атаки потерял ногу. Так прошло мое боевое крещение, — рассказывает «ВМ» ополченец. — Кстати, тогда у меня еще не было оружия, только нож и электрошокер.
Первый бой для «Захара» состоялся 1 июля 2014 года.
— Это было село Дмитровка в Шахтерском районе, — говорит он. — Мы отвлекали украинские силы, чтобы попытаться пробить коридор для «общения» с Россией, в состав которой еще не входил Донбасс.
К счастью, первая атака, в которой принимал участие в том числе и Захарченко, обошлась для ополченцев почти без потерь.
— А вторая произошла недалеко от Дмитровки, в селе Кожевня, 22 июля. Она уже закончилась серьезными потерями для нашего подразделения. Там сгорел экипаж моего лучшего друга, ныне покойного, Виктора Зосименко с позывным «Танчик». Все погибли, а он выжил. С сильнейшими ожогами он смог пройти еще километр к своим товарищам, которые затем его госпитализировали. Пройдя восстановление в клиниках, вернулся в ряды ополченцев, став старшим лейтенантом. В 2022 году он погиб при штурме «Азовстали», — говорит «Захар».
После объявления СВО Александр продолжил отстаивать границы Донбасса. Находясь на должности командира минометного взвода, занимался управлением огнем.
— Да, по большей части работа взвода — это связь, фортификация, логистика... Но основная задача — это все-таки управление огнем, — уточняет боец.
Участие в спецоперации не обошлось для Александра без ранения — его он получил 21 ноября 2022 года в результате сброса вражеской гранаты.
— Я считаю, что это была Ф-1 (ручная противопехотная оборонительная граната, «лимонка». — «ВМ»), а мои коллеги — что ВОГ (осколочный боеприпас для гранатометов. — «ВМ»), — говорит молодой человек. — В итоге я получил тяжелое ранение: осколки попали в живот, а еще в левую руку, которая до сих пор плохо двигается, бедра и правую ступню, уже наполовину лишенной чувствительности. За время лечения, а оно заняло чуть больше года, мне провели пять операций.
Впечатления, полученные в зоне боевых действий, вдохновили молодого человека на творчество: он начал писать фронтовые стихи.
— Многие из них посвящены значимым для меня событиям на передовой, а также боевым товарищам, — говорит он. — Первый из них написал 1 июля, как раз после атаки, — это стихотворение «Солнцеворот-2014».
Молодой человек переживает, что не может уделить должного внимания творчеству: львиная доля времени уходит на службу.
— Я пытаюсь грамотно распределить время, но пока чувствую себя Сизифом, который вечно вкатывает на гору тяжелый камень, а он снова скатывается вниз. Остается пока успокаивать себя мыслями: ну, что ж, хоть мускулы накачаю, — завершает Сигида.
КСТАТИ
Поэтический талант Александра Сигиды не остался незамеченным. Например, несколько его произведений вошли в сборник поэтессы Анны Ревякиной «Великий Блокпост»: антология донбасской поэзии 2014–2022». Всего в книге можно прочитать стихотворения, написанные 45 авторами.