Войти в почту

«Михаила Кутузова» ждут в Крыму, как музей – но он может вернуться, как плавбатарея

Ряд общественных организаций Севастополя, включая Севастопольское Морское собрание, вновь подняли вопрос о возвращении крейсера «Михаил Кутузов» в Севастополь.

«Михаила Кутузова» ждут в Крыму, как музей – но он может вернуться, как плавбатарея
© Свободная пресса

Из обращения Севастопольского Морского собрания: «Никакой другой корабль “Михаила Кутузова” в качестве символа великой морской державы не заменит. Это наше историческое и культурное богатство. Его место – Морская крепость. Форпост южных рубежей России».

Попробуем разобраться, что это за крейсер и почему вдруг он оказался в Новороссийске.

Крейсер «Михаил Кутузов» построен в 1951-1954 годах на заводе № 444 в Николаеве по проекту 68бис. Это была последняя в истории отечества серия чисто артиллерийских кораблей. Всего планировалось построить 25 крейсеров этого типа, но заложили 21, а в строй вошли только 14.

Недобросовестные представители ракетного лобби убедили Хрущёва, что крупные боевые корабли в атомный век устарели в принципе. В итоге 7 последних крейсеров, которые начали строиться по проекту 68бис, но уже достраивались в качестве ракетных, оснащённых дальнобойными крылатыми ракетами и зенитными ракетными комплексами, пошли на лом с готовностью до 95 процентов.

Московские кабинетные адмиралы считали, что у крупных артиллерийских кораблей нет ни одного шанса в бою с авианосцами. Но это – в Тихом океане или Атлантике. Иное дело – Средиземное море, где советские и американские корабли находились на расстоянии нескольких километров, а то и сотен метров друг от друга.

Наши крейсера проекта 68бис во время слежения за американцами находились в боевой готовности № 2 или № 1, что позволяло через 15 секунд после получения приказа открывать по противнику огонь главным калибром.

Крейсера проекта 68бис были вооружены двенадцатью 152-мм пушками в четырёх башнях МК5 с дальностью стрельбы 30 км. Эти крейсера следили в Средиземном море за американскими авианосцами, выбирая дистанцию вне дальности огня 127-мм пушек американских эсминцев, сопровождавших авианосец.

За одну минуту наши крейсера могли выпустить 84 152-мм снаряда. Замечу, что в ходе Вьетнамской войны американские авианосцы пылали как огромные костры из-за взрыва одной маленькой неуправляемой ракеты под крылом штурмовика, стоявшего на палубе, а потом авианосец шёл в капитальный ремонт на много месяцев.

Кстати, и в случае ядерной войны живучесть крейсеров проекта 68бис в разы превышала живучесть американских авианосцев. По ТТЗ башни главного калибра проекта 68бис должны были сохранять боеспособность при воздушном взрыве мощностью одна мегатонна на дистанции 700 м.

Корабли проекта 68бис с 1956 по 1991 год ходили во всех морях и океанах и своим присутствием не раз предотвращали серьёзные военные конфликты. Тот же «Михаил Кутузов» в июне 1967 года и с 1 августа по 31 декабря 1968 года, находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи Вооружённым Силам Египта, а с 1 марта по 31 июля 1970 года – Вооружённым Силам Сирии.

С декабря 1986 года по 1989 год «Михаил Кутузов» проходил модернизацию по проекту 68А, в ходе которой на него установили 8 спаренных 30-мм артустановок АК-230.

В 1961 году на крейсере «Михаил Кутузов» происходили съёмки фильма «Увольнение на берег» с участием Владимира Высоцкого.

В 1997 году крейсер «Михаил Кутузов» был выведен в резерв в Южной бухте Севастополя. То, что после этого крейсер находился в запущенном состоянии – неправда! Автор сам в 1998 году посетил внутренние помещения крейсера и видел там образцовый порядок.

В конце 1999 года командующий ВМФ принял решение о переводе крейсера «Михаил Кутузов» из Севастополя в Новороссийск. Причина одна – попытки украинских властей изгнать Черноморский флот из Севастополя. Не исключался и силовой вариант. В этом случае при уходе Черноморского флота «Михаил Кутузов» однозначно доставался киевскому режиму. Поэтому на всякий случай его решили вывести в Новороссийск.

Замечу, что все пять черноморских крейсеров проекта 68бис всю свою службу базировались исключительно на Севастополь и никогда – в Новороссийске. Тем более, что после войны при советской власти Новороссийск был чисто торговым портом и небольшой базой пограничников.

25 августа 2001 года «Михаил Кутузов» был приведён на буксире в Новороссийск, где обращён в музей.

Весной 2014 года отпала единственная причина увода крейсера в Новороссийск – Крым вернулся в состав России. С этого времени уже 10 лет общественность Севастополя требует возвращения «Михаила Кутузова» в родную гавань. Аргументы противников несерьёзны – технические проблемы перевода, а главное, ведомственные интересы: крепкие хозяйственники Новороссийска не хотят терять городское имущество.

Я же рискну назвать ещё один аргумент «за», о котором молчат в Севастополе. Первый раз школьником я оказался в Севастополе ещё в далёком 1962 году. Вся Большая бухта была буквально забита боевыми кораблями. Но наибольшее впечатление на меня произвели красавцы крейсера проекта 68бис.

С начала 1980-х годов я ежегодно бываю в Севастополе и вижу, что с 1991 года бухты пустеют. С учётом того, что было сдано на лом и потоплено в 2014-2024 годах, севастопольские бухты опустели почти как в 1780 году. Надо ли говорить, что «Михаил Кутузов» станет жемчужиной, украсившей Севастополь.

Во всём мире десятки стран обратили в музеи десятки линкоров, авианосцев и крейсеров. А у нас кроме «Михаила Кутузова» только один корабль-музей – крейсер «Аврора». Да и то ряд историков утверждают, что «Аврора» – скорее муляж, нежели боевой корабль. От настоящей «Авроры» в нынешнем музее остались часть корпуса, кусок машины, радиорубка и рында. И всё! Большая часть корпуса лежит на дне Финского залива. 152-мм пушки «Авроры» собраны «с бору по сосёнке», причём, часть пушек – корабельные, часть – береговые.

А крейсер «Михаил Кутузов» остался практически в состоянии 1997 года. Кстати, без проблем старые установки АК-230 можно заменить на новые со складов. А лучше с некоторыми проблемами – на 30-мм 6-ствольные артустановки АК-630. Последние вполне реально могут сбивать любые беспилотники и даже крылатые ракеты «Storm Shadow», причём в автоматическом режиме, без участия человека.

Так что в Севастополе «Михаил Кутузов» может стать не только музеем, но и плавучей зенитной батареей, да ещё и весьма эффективной.