Что будет, если НАТО введет войска на территорию Украины
Страны НАТО вновь пытаются выйти на открытый конфликт с Россией — об этом, в частности, говорят заявления ряда европейских политиков о потенциальной возможности отправки солдат на территорию Украины, причем не негласно, как было до этого, а официально. Пока что эти заявления носят локальный характер, однако тенденция складывается тревожная. «Парламентская газета» опросила депутатов, сенаторов и военных экспертов и оценила шансы на полномасштабное военное столкновение России и блока НАТО в обозримом будущем.
«Прислушиваться к словам западных политиков не стоит»
Одним из главных поводов вновь заняться оценкой рисков прямого конфликта России и НАТО стали заявления европейских чиновников и даже глав государств об отправке своих солдат на территорию Украины. Особенно отличился в этом президент Франции Эмманюэль Макрон, предложивший создать коалицию стран, разделяющих его идеи. И хотя от позиции французского лидера поспешило публично откреститься большинство стран-«тяжеловесов», нашлись у нее и сторонники — в частности, Литва, Латвия и Эстония. Под напором Макрона дрогнула даже Польша, глава МИД которой Радослав Сикорский заявил, что «присутствие сил НАТО на Украине не является чем-то невероятным».
В России, впрочем, громким заявлениям советуют не доверять и воспринимать их не более чем информационный шум. Такое мнение в беседе с «Парламентской газетой» выразил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров.
«Что касается самого Макрона, то он, на мой взгляд, таким образом всего лишь пытается реализовать свои скрытые наполеоновские амбиции, — отметил сенатор. — Но где Макрон, а где Наполеон. Страны Прибалтики, поддерживая его позицию, тоже особо ничем не рискуют: они прекрасно понимают, что все их крайне малочисленные вооруженные силы при попытке вступить в открытое противостояние с Россией будут сметены одним ударом, а поэтому их лидеры вряд ли верят в то, о чем говорят».
По словам Владимира Джабарова, действительно серьезные геополитические игроки — к примеру, Италия, Британия и Германия — напротив, возможные последствия осознают хорошо. И на прямой конфликт с ведущей ядерной державой (а то, что ядерный арсенал России не имеет аналогов по величине и разнообразию, признавали даже в Пентагоне — об этом, в частности, заявлял в конце февраля глава стратегического командования (STRATCOM) вооруженных сил США генерал ВВС Энтони Коттон, выступая на слушаниях в конгрессе) осмелятся вряд ли.
Тем не менее сенатор отметил, что еще не все красные линии пройдены — осталась как минимум одна, при пересечении которой странами НАТО уже Россия получит моральное право вступить в открытый конфликт, защищая свои интересы.
«На мой взгляд, эта красная линия — поставки и использование вооруженными силами Украины ракет дальнего действия, которые, условно, способны долетать до Москвы или других отдаленных регионов России, — подчеркнул Владимир Джабаров. — Повторюсь, это только мое мнение, и я не отвечаю за действия и стратегию министерства обороны, но сам факт поставки такого вооружения уже можно будет счесть прямым посягательством на территориальную целостность России и ее безопасность со стороны стран НАТО. И неважно, где эти ракеты будут применены — в Крыму ли, в Белгороде и так далее — и будут ли применены вообще».
Надо сказать, что вероятность такого развития событий не нулевая: ранее передачу Украине крылатых ракет Taurus с дальностью полета свыше 500 километров обсуждали в бундестаге. Об этом стало известно благодаря слитым переговорам немецких военных, которые опубликовала главный редактор RT Маргарита Симоньян. И этот вопрос, судя по всему, пока не закрыт: несмотря на то что министр обороны ФРГ Борис Писториус заявил, что против передачи, другие страны ищут возможность обойти его позицию. В частности, Британия предложила провести «круговой обмен» оружием, чтобы заполучить немецкие Taurus и самой передать их ВСУ.
«Сегодня наша система ПВО — самая передовая в мире»
В том, что прямой конфликт со странами НАТО вряд ли возможен, уверен и бывший заместитель главнокомандующего ВВС России по вопросам Объединенной системы ПВО стран СНГ генерал-лейтенант Айтеч Бижев.
«Если посмотреть всю военную науку, все учебники по военному делу, а также проанализировать все крупные войны в обозримом прошлом, можно увидеть, что события в них всегда развиваются по примерно одному и тому же сценарию — первой в дело вступает авиация, — пояснил Бижев специально для «Парламентской газеты». — Авиация и ВКС — воздушно-космические силы — это наиболее маневренные и разноформатные виды войск, ориентированные на нанесение быстрых и мощных ударов, разрушающих управленческие связи на стороне противника и его инфраструктуру».
Отметим, к слову, что именно такой сценарий вероятного конфликта — нанесение массированных (от двух-трех до пяти-семи) и быстрых авиационных и ракетных ударов — приводили не так давно и эксперты Министерства обороны в ведомственном журнале «Военная мысль». Однако, говорит Бижев, в случае с Россией такой подход для стран НАТО малоприменим.
«На протяжении многих десятилетий мы совершенствовали систему противодействия воздушным угрозам, — отметил эксперт. — В том числе проводили широкомасштабные учения с использованием макетов техники, которую использует вероятный противник. Сегодня наша система ПВО — наиболее передовая и совершенная в мире, поэтому использование классических приемов в начале военного конфликта представляется маловероятным».
Кроме того, по словам Айтеча Бижева, у России есть дополнительный щит — глобальная система ПВО СНГ, которая включает в себя системы и технологии дружественных стран.
Ранее, напомним, о невозможности использовать для быстрого удара по России ракетное оружие в интервью «Парламентской газете» заявлял и председатель Комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов.
«Для осуществления подобного сценария лучшим выбором могли бы стать гиперзвуковые средства поражения, — отмечал парламентарий. — Но пока что ни в одной армии, кроме российской, их на вооружении нет. В этом вопросе все наши потенциальные оппоненты отстали от нас серьезнейшим образом. Поэтому основу подобного удара составили бы крылатые ракеты большой дальности — те же «Томагавки», например. Это дозвуковые ракеты, которые идут на низкой высоте, огибая рельеф местности, и с которыми мы давно и хорошо научились бороться».
Одним словом, пока что и политики, и независимые эксперты сходятся в одном: прямое вооруженное столкновение НАТО и России невыгодно ни одним, ни другим. Однако эскалация напряжения, а также планы на поставки нового оружия дальнего действия явно ничем хорошим не закончатся.