Южная Корея с оптимизмом отчиталась об экспорте оружия в 2023 году

На днях министерство обороны и компании военно-промышленного комплекса (ВПК) Республики Корея (РК) опубликовали данные по экспорту оружия за прошлый год. Хотя по сравнению с 2022 годом общие показатели продаж несколько снизились, но в целом корейцы оценивают результаты оптимистично: в мире растет количество покупателей корейского оружия, РК завоевывает новые ниши для продукции своего ВПК, а "цифры" снова пойдут вверх в ближайшее время - на подходе новые контракты. В Сеуле уверены, что они смогут выполнить поставленную президентом цель, войдя в число четырех ведущих продавцов оружия в мире уже в 2027 г. Вместе с тем, следует отметить и наличие сдерживающих факторов, главным из которых выступает ограниченность возможностей системы финансовой поддержки экспорта - предоставление экспортных кредитов, страхования, финансовых гарантий, управления рисками и т.д.

Южная Корея с оптимизмом отчиталась об экспорте оружия в 2023 году
© Российская Газета

Меньше денег, но больше клиентов

Согласно статистике военного ведомства РК, по итогам 2023 года Южная Корея поставила за рубеж продукции и услуг военного назначения на общую сумму 14 млрд долларов или 18,6 трлн вон, заняв 9-е место и войдя второй год подряд в десятку крупнейших мира по экспорту оружия. На долю РК в прошлом году пришлось 2,4% поставок вооружений, боевой техники и связанных с ними товаров и услуг.

Если говорить о других странах, то на первом месте оказались предсказуемо США - 40% рынка, на втором - Россия (16%), на третьем - Франция (11%). Далее перед Южной Кореей "проскочили" также Китай (5,2%), Германия (4,2%), Италия (3,8%), Великобритания (3,2%) и Испания (2,6%).

Эти показатели Южной Кореи в 2023 году можно оценивать по-разному, найдя основания как для радости, так и для пессимизма. С одной стороны, в 2023 году изначально планировалось экспортировать оружия на сумму до 20 млрд долларов. В 2022 году показатель РК был солиднее, чем в прошлом году - 17,3 млрд долларов. Получается, что планы не выполнили, продажи падают.

Но можно посмотреть и иначе. 2022 год стал особым из-за заключения и быстрых поставок в Польшу большого количества оружия в рамках первого части рамочного контракта. Есть и вторая часть рамочного контракта, которая больше первого, а потому по показателям были надежды на неё но из-за различных причин (об этом ниже), как говорится, "не срослось". Тем не менее мегаконтракт на поставку полякам очень большого количества танков, САУ, РСЗО, самолетов и прочих видов оружия по-прежнему остается в силе, и у корейцев есть все основания, чтобы надеяться на получение запланированных дополнительных денег, которые ожидали в 2023 году, в нынешнем или 2025 году.

С другой стороны, есть более радужные показатели. Если в 2022 году южнокорейское оружие закупили лишь четыре страны, то в 2023 году список клиентов расширился в три раза - до 12. Количество проданных видов вооружений также выросло в два раза - с шести до 12. Польша по-прежнему остается главным "локомотивом" экспорта южнокорейского оружия, однако ее доля в закупках снизилась с 72% в 2022 году до 35 %. То есть у Сеула получилось серьезно расширить как географию покупателей (включив как страны Ближнего Востока, так и Европы), так и номенклатуру поставляемой продукции. Таким образом снизилась зависимость от одного покупателя и небольшого количества видов продукции ВПК, что уже в ближайшей перспективе обещает заметное увеличение и общих объемов продаж. Именно это и является основной причиной для оптимизма: может в прошлом году заработали денег меньше, чем ожидали, и меньше, чем в 2022 году, но всё это "отобьётся" уже очень скоро - по крайней мере так уверены в Южной Корее.

Причины успеха

Другим поводом для оптимизма является резкий рост авторитета и популярности южнокорейского оружия. Безусловно, конфликт на Украине, который опустошил склады оружия ряда стран НАТО (той же Польши) и заставивший срочно искать альтернативных производителей для пополнения арсеналов, когда традиционные производители явно "не переваривали" объемы резко возросших заказов, явно сыграл на руку Южной Корее. Как известно, рынок оружия - прибыльный, специфический и новичков туда не любят пускать. Корейские танки-САУ-самолеты-РСЗО еще долго бы пробивали себе дорогу на европейский и американский рынки и, возможно, их вряд ли бы туда пустили, но "помогли" боевые действия на Украине. Южная Корея вовремя оказалась "под рукой", сумев предложить качественное и высокотехнологичное оружие, "заточенное" под стандарты НАТО, в больших количествах и в сжатые сроки.

Фото: Олег Кирьянов/"РГ"

Впрочем, "сваливать" успехи Кореи только на Украину было бы неверно. Начнем хотя бы с того, что у корейцев было что предложить, есть эти самые танки-САУ-РСЗО-самолеты-подлодки и т.д на продажу, имеется мощнейшая производственная база, технологии, активно ведутся в соответствующих сферах разработки, да и фактор Северной Кореи, как говорится, "обязывает быть в тонусе", а потому свой ВПК у Юга очень серьезный, склады забиты в том числе с учетом возможного конфликта с соседом и все понимают, что расслабляться нельзя.

Кроме того, Южная Корея, у которой имеется огромный опыт успешного продвижения своей продукции за рубежом, стала применять все уже давно освоенные алгоритмы и в этом случае. В ход пошла активная реклама, агрессивный маркетинг, участие во всевозможных оборонных выставках, конференциях, симпозиумах, "пакетные контракты", когда с поставками других корейских товаров предлагают и продукцию ВПК, и многое другое. И это приносит свой результат.

Буквально на днях поступило сообщение, что южнокорейская компания LIG New1 заключила с правительством Саудовской Аравии контракт на поставку корейских комплексов ПРО/ПВО "Чхонгун-II". (Cheongung-II или M-SAM, также известен как "корейский Patriot") на сумму в 3,2 млрд. долларов. Hanwha Aerospace, портфель заказов которой за последние два года увеличился в шесть раз с 2,4 млрд до 15,2 млрд долларов, помимо других сделок ведёт переговоры об экспорте самоходных артиллерийских установок (САУ) К-9 в Румынию и систем РСЗО в Польшу. Korea Aerospace Industries (KAI) находится на стадии переговоров с Египтом и рядом европейских государства по поводу продажи самолётов (FA-50). Hyundai Rotem завершает соглашения на экспорт танков К-2 в Польшу. Корейцы также надеются, что они смогут получить как минимум часть заказов из Канады, где идет перевооружение подводного флота, а также расширить свое присутствие на рынке США.

Без проблем не бывает

Конечно, несмотря на победные и радостные пресс-релизы военного ведомства и статьи в южнокорейских СМИ, которые порой склонны прихвастнуть и раздать "авансы" по части популярности "всего корейского" в мире, не обходится и без проблем.

Как уже говорилось, рынок оружия - специфический, он инертный, в него непросто войти, нужны связи, очень большие деньги, мощная поддержка со стороны правительства и финансовых структур. Да и конкуренты не дремлют: когда дело касается денег, то разговоры про "приверженность общим ценностям демократии и свободного рынка" подчас забываются. Многие европейские и американские производители, не говоря уже о производителях ВПК из других стран, не горят желанием пускать корейцев в свою вотчину и делиться доходами. Так, по слухам, немцы и французы отнюдь не в восторге от того, что Южная Корея намерена "прибрать к рукам" польский рынок, начав предлагать свои образцы взамен танков и прочей продукции РК. Та же Германия вытеснила РК из контракта на поставку танков в Норвегию. В странах третьего мира - Юго-Восточной Азии, Латинской Америке, Индии - корейцам уже не раз пришлось уступать китайцам, россиянам, французам и другим.

В настоящий момент под угрозой срыва или сокращения находится вторая часть рамочного контракта с Польшей. "На кону" огромная сумма в более 20 млрд долларов. Выяснилось, что Южная Корея попыталась проглотить слишком большой для себя кусок: возникли проблемы с обеспечением кредитов для сделки, которые должны были предоставить финансовые госструктуры РК.

Слабость по части предоставления выгодных финансовых условий сопровождения сделок уже привела к тому, что в 2017 году корейцы проиграли китайцам тендеры на поставки подводных лодок в Таиланд, РСЗО - в Малайзию, а в 2020 году по той же причине "ушел" к Франции многообещающий контракт на поставки подводных лодок на Филиппины.

"С надеждой на будущее"

Корейцы прекрасно понимают, что в успехе экспорта их военной продукции не обошлось без везения - опять же вспоминаем про "украинский фактор". Другого такого уникального шанса может в обозримом будущем и не быть, а потому Сеул намерен его использовать на полную катушку, ставя перед собой амбициозные цели. Президент РК Юн Сок Ёль официально включил ВПК в число "основных драйверов рост национальной экономики в ближайшем будущем", поставив цель, выйти по итогам 2027 года на 4-е место в мире по экспорту оружия.

Сейчас, казалось бы, Корея только на девятом, а до 2027 года осталось уже не так много времени. Но, если посмотреть на цифры, то разрыв между Кореей и находящимся сейчас на 4-м месте в мире по экспорту оружия Китая составляет менее 3 процентов рынка, а с другими и того меньше, так что цель выполнима. Высока вероятность, что Южная Корея к 2027 году сможет успешно решить свою задачу, обогнав по экспорту вооружений тот же Китай, а также Германию, Великобританию, Италию и Испанию, среди которых немало известных производителей боевой техники.

У корейцев полно примеров в том числе в последние годы, когда они резко вырывались в лидеры в тех сферах, где до этого многие говорили: "Корея? Да откуда?! Кто про них знает?! У них ничего нет!". Достаточно напомнить, что в начале 2000-х никто не знал про К-РОР, про корейскую косметику, мало слышали о корейском кино… Но кто сейчас не знает про фильмы "Oldboy", "Паразиты", сериал "Игра в кальмара", про группы BTS, Blackpink, про бренды Missha, Skinfood, JAIM и другие? Если вы лично не знаете, то спросите у своих знакомых, детей, жен, подруг… То же самое происходит и с южнокорейским оружием. Кто еще лет пять назад знал про корейские танки, САУ, комплексы ПВО, подлодки? К слову сказать, ВПК - отнюдь не единственная область экономики мира, где идет новая "корейская волна", но это уже тема для отдельного разговора.