Россия-Эквадор: Подоплека "банановой войны", которая закончилась перемирием

Власти Эквадора отказались от своего намерения передать США имеющуюся у страны на вооружении военную технику советского образца в обмен на новую американскую. Об этом сообщил посол РФ в Эквадоре Владимир Спринчан. Вашингтон хотел передать эквадорские арсеналы Украине. Таким образом наше оружие стреляло бы в зоне СВО в наших солдат.

Россия-Эквадор: Подоплека "банановой войны", которая закончилась перемирием
© Свободная пресса

Дипломат рассказал, что он встретился с президентом Эквадора Даниэлем Нобоа и обсудил с ним возникшие между странами разногласия. По словам Спринчана, его визави по переговорам сказал, что его страна, учитывая ее нейтральный статус и постоянное членство в ООН, не может позволить «втянуть себя в конфликт на чьей-либо стороне».

«Позиция Эквадора — не направлять оружие и боеприпасы в горячие зоны, а способствовать урегулированию конфликтов мирным путем, дипломатическими инструментами», — сказал посол РФ. При этом формально о решении Кито не передавать российскую технику США станет известно лишь на следующей неделе.

Посольство РФ предупреждало Кито (столица Эквадора), что расценит передачу оружия как недружественный жест, вклад в конфликт России и Украины с одной стороны и нарушение нейтралитета. Для убедительности Москва ввела эмбарго на экспорт эквадорских бананов, сославшись на требования фитосанитарного контроля.

Сдача позиций властями Эквадора демонстрирует насколько эффективной может быть внешняя политика России, если во главу угла будут ставиться не прибыли бизнеса, а достоинство и честь страны. «СП» даже предлагала пойти на разрыв с Кито дипотношений. Эквадорский кейс может быть распространён и на другие внешнеполитические вопросы.

Правда, эксперт по региону, профессор факультета международных отношений СПбГУ, главный редактор журнала «Латинская Америка» Виктор Хейфец сомневается, что Москва одолела в этом вопросе Кито окончательно.

- Пока официально подтверждён лишь тот факт, что российские власти сняли наложенные ими ранее ограничения на поставки эквадорских бананов. Есть также сообщение российского посольства, что эквадорский президент хочет сохранить нейтральный статус своей страны и поставлять оружие не будет. Но есть и один не понятный момент...

Пару дней назад мелькали сообщения и по Сети гуляет видеоролик о том, как с Эквадора вылетел транспортный самолёт Ан-124, который предположительно вёз то самое оружие (возможно, это сообщение - «СП»). Объём военной техники, о которой шла речь, не такой уж большой и часть её вполне может поместиться в том транспортнике.

Дело в том, что у Эквадора на вооружении есть не только советское или российское оружие, но и советское оружие, поставленное в 1990-е годы Украиной. Поэтому я допускаю, что купленное у Украины оружие Кито мог передать американцам, а купленное у России не передали и именно по этому поводу шла и идёт «торговля».

«СП»: Ах, вот оно что...

- Это возможный вариант, потому что при продаже вооружений оформляется сертификат конечного получателя, который описывает допустимость или недопустимость перепродажи военной техники. Позиция МИД РФ как раз и сводилась к тому, что сертификат фиксировал невозможность передачи российского оружия третьей стороне без согласия на то Москвы.

Эквадор заявлял, что речь якобы идёт о «металлоломе» и поэтому передавать можно. Вряд ли это металлолом — куски железа. Речь может идти о недействующей технике. А она, как известно, прекрасно разбирается на запчасти и в этом смысле также требует согласия её продавца.

Мне кажется, переговоры сводились к возвращению к неким «красным линиям», за которые в понимании России нельзя выходить. И, видимо, взаимопонимание было найдено. Не отменяя сделку с США полностью, Эквадор мог дать какие-то гарантии в части российского оружия. Уверен, что никаких документов не подписывалось. Всё устно.

«СП»: Банановый рычаг оказался мощным...

- Эквадор достаточно сильно зависит от торговли бананами с Россией, продавая нам до 40% своего урожая. Это очень много. Банановый рынок, как и рынок, например, мяса, имеет одно свойство — он моментально не меняется. Нельзя просто так перенаправить товар из одной страны в другую. Ни Эквадор не мог оперативно перенаправить, ни РФ заменить другими.

"СП": А Индия?

- Индия действительно крупный производитель бананов, но она и потребляет их очень много. Все разговоры о замене — для публики. Мой коллега из Гватемалы, близкий к бизнесу выращивания и торговли бананами, объяснил, что, например, гватемальские бананы перенаправить в Россию невозможно, потому что 100% урожаю экспортируется в США. Просто нет плантаций. Даже за хорошие деньги.

«СП»: И здесь янки... Насколько велико влияние Вашингтона на Кито?

- Оно есть и было достаточно велико. Во-первых, в Эквадоре имеет хождение не местная валюта, а американский доллар. Во-вторых, США — крупнейший торговый партнер Эквадора. Так было не только при правых правительствах, нынешнем и предшествующем, но и при вполне ориентированном на сотрудничество с Россией кабинете Рафаэля Корреа.

Кито получает от США некоторую военную логистическую помощь. Другое дело, что он не является прямым военным союзником американцев. У Вашингтона есть планы создания в Эквадоре крупной военной базы и переговоры об этом не завершены. Не исключено, что позиция России была в том, что такая база не будет проявлением дружбы.

Интересно, что в 2022 году, когда нынешний президент Эквадора был ещё парламентарием, он возглавлял группу эквадоро-российской дружбы. Именно он финансировал поездку восьми эквадорских депутатов в Россию для обсуждения сотрудничества. Поставки на наш рынок — важная часть бизнеса семьи Даниэля Нобоа.

«СП»: Бананы нужны России. Но почти 100% их мы везём из Эквадора. Может, нам не помешает диверсификация, чтобы не зависеть от одного поставщика?

- Ещё год назад бананы были дешевле яблок. Сейчас цена подросла, но всё равно это фрукт для бедных. Любая зависимость — не самая хорошая вещь, однако эквадорские бананы — качественные, нашим людям нравятся. Закупки у Эквадора позволяют насытить наш рынок за нормальные деньги. Но выполнять санитарные нормы Эквадору, конечно, нужно.