Войти в почту

Российские самолеты попадают на Украину. Нужно ли запретить их экспорт?

Парламентарии предложили запретить экспорт авиатехники, которая может использоваться в военных целях «недружественными странами». Такая инициатива начала активно обсуждаться в Госдуме и Совете Федерации после того, как в Росавиации прошли обыски из-за продажи Ил-76 и Ми-8. По некоторым данным, их могла использовать Украина. Подробности — в материале NEWS.ru.

Запретят ли в РФ экспорт самолетов

Зампред думского комитета по экономической политике Артем Кирьянов считает, что после скандала с продажами самолетов Росавиацией «перемены представляются неизбежными».

«Развитие российской авиационной промышленности, самолетостроения требует, безусловно, рынков сбыта. Однако эти рынки государство определит само, без „посредников“, через мошеннические схемы сбывающих продукцию как минимум двойного назначения. Таким схемам необходимо жестко противодействовать», — заявил Кирьянов NEWS.ru.

Депутат полагает, что отдельные виды авиационной продукции «не должны экспортироваться куда-либо в принципе».

Как заявил NEWS.ru член Совета Федерации Айрат Гибатдинов, о бизнес-сотрудничестве со странами Запада в сфере авиации в РФ «не может идти и речи» в условиях «беспрецедентного западного давления».

«Все авиапроизводство по максимуму должно быть направлено на внутренний рынок, а сотрудничество должно идти в плотном взаимодействии со странами-союзниками. Незаконное взаимодействие с врагами и махинации недопустимы и стоят на одном уровне с предательством родины», — утверждает сенатор.

По его словам, в нынешних политических условиях «разумно рассмотреть возможность внедрения запрета на экспорт отечественных самолетов».

Депутат Госдумы Госдумы Алексей Куринный также заявил NEWS.ru, что «необходимость запрета на экспорт в недружественные страны военной авиатехники абсолютно очевидна».

«У нас есть определенные сложности с обслуживанием иностранной авиации из-за того, что запчасти приходится получать по параллельного импорту. И на фоне этих событий кто-то вывозит из страны 60 самолетов и вертолетов, которые мало того, что могут быть нужны нам самим, так они еще и попадают в руки противника», — заявил NEWS.ru председатель комитета Госдумы по региональной политике Алексей Диденко.

По его мнению, на время СВО любой экспорт авиапродукции нужно либо полностью прекратить, либо проводить только через спецкомиссию, которая сможет гарантировать, что проданная техника не попадет к врагу и не возникнет дефицита внутри страны.

Кто приобретает российскую авиатехнику

По информации ТАСС, основные партнеры РФ в сфере закупок авиатехники — Китай (по разным данным, сумма контрактов значительно превышает $9 млрд) и Индия (более $8 млрд). Много продукции поставляется во Вьетнам. Также у Москвы есть перспективы на оружейных рынках Индонезии, Малайзии, Бангладеш и Мьянмы.

Лидеры среди российских истребителей, поставляемых за рубеж, — самолеты марки «Су». Другой популярный объект экспорта — многофункциональный боевой самолет МиГ-29, который стоит на вооружении Малайзии, Мьянмы и Индии (там используются еще и корабельные варианты истребителя).

Среди винтокрылых машин особым вниманием зарубежных партнеров пользуются военно-транспортные Ми-17В-5/Ми-171Ш, транспортно-боевые Ми-35М и легкие многоцелевые вертолеты Ка-226Т, а также тяжелые транспортные вертолеты Ми-26, эксплуатирующиеся в ряде стран.

Контракты на поставку авиационной техники РФ иностранным партнерам занимают чуть менее половины от общего портфеля контрактов «Рособоронэкспорта», их общая сумма составляет более $22 млрд. Об этом ранее ТАСС в кулуарах Международной авиационно-космической выставки Dubai Airshow 2023 сообщил гендиректор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев.

Ранее на выставке глава госкомпании заявлял, что портфель заключенных контрактов в рамках военно-технического сотрудничества РФ с иностранными партнерами уже превысил $50 млрд. При этом спрос зарубежных заказчиков опережает имеющиеся возможности российского оборонно-промышленного комплекса.

По имеющимся данным, в 2023 году на отечественных авиазаводах не было построено ни одного серийного авиалайнера для отечественных заказчиков. Были изготовлены только опытные образцы пассажирских самолетов.

Между тем российские авиакомпании получили несколько серийных самолетов, выпущенных до 2023 года. В частности, Red Wings получила расконсервированные самолеты семейства Ту-204 и один грузовой Ил-96-400Т.

Что известно о деле Росавиации

Громкий скандал разгорелся после того, как ФСБ завела два уголовных дела о незаконном выводе из российской юрисдикции 59 самолетов и вертолетов. По данным «Известий», за рубеж были проданы в том числе Ил-76 и Ми-8. Вертолеты, по информации источника издания, использовались Украиной против РФ, самолеты доставляли грузы с выключенными ответчиками. Также собеседники газеты, близкие к силовикам, утверждают, что ключевым фигурантом дела может стать экс-глава Росавиации Александр Нерадько.

По сообщению «Известий», 7 февраля прошли обыски в центральном офисе Росавиации на Ленинградском проспекте в Москве. Выемка документов, указывает СМИ, производилась в кабинетах и. о. начальника управления инспекции по безопасности полетов Кристины Бывалиной и замначальника отдела государственной регистрации гражданских воздушных судов, прав и сделок с ними Петра Козырева.

В декабре 2022 года Telegram-канал SHOT сообщал, что в кабинете Александра Нерадько прошли обыски. По данным канала, поводом для следственных действий стало подозрение во взяточничестве в отношении одного из сотрудников ведомства.

В получении взятки тогда заподозрили замначальника управления цифровой трансформации и обеспечения Росавиации, утверждал инсайдер «Известий». По его данным, в офис прибыли более десяти сотрудников ФСБ и МВД для официального досмотра рабочих мест трех чиновников — Татьяны Кочеровой, начальника управления правового обеспечения и имущественных отношений Анны Пасько и начальника управления финансового обеспечения, бюджетного планирования и отчетности Елены Кудлаевой.

Как вывод самолетов скажется на авиаотрасли РФ

Эксперт в сфере безопасности офицер ФСБ в запасе Сергей Храпач заявил NEWS.ru, что с точки зрения обороноспособности России вывод в другие страны нескольких самолетов Ил-76 и вертолетов Ми-8 не скажется на возможностях военно-транспортной авиации.

«Согласно экспертным оценкам, опубликованным в открытых источниках, парк Ил-76, эксплуатируемых только в ВС РФ, — более сотни единиц, а парк вертолетов Ми-8 — более 700 бортов. Видимо, такая активная реакция спецслужб связана с изучением работы Росавиации и ее бывших и действующих сотрудников в целом, а не с возможным уроном военного потенциала страны», — пояснил Храпач.

При этом он отметил, что в целом такие действия Росавиации не добавляют престижности РФ, «у которой можно безнаказанно угонять самолеты, пусть и под прикрытием их продажи».

Экс-глава Росавиации Александр Нерадько оказался недоступным для комментариев. В пресс-службе ведомства отказались комментировать ситуацию.

Читайте также:

Обойдемся без «Боингов»? На чем будут летать россияне в скором будущем

Виртуальность и «каннибализм»: чем чревата перестройка авиаотрасли

Экс-пилот усомнился в возможностях Ирана обслуживать российские самолеты

«Потеря заработка порядка 50%»: что происходит в закрытых аэропортах

Летать самолетами РЖД: что ждёт российскую авиацию после санкций