«Прыгающие бомбы» ВСУ грозят сорвать сообщение Крыма с  Кубанью

С начала февраля наша система ПВО в прифронтовой полосе в тревожном ожидании. Потому что примерно неделю назад у противника в неизвестном количестве появилось принципиально новые высокоточные средства поражения в виде произведенных в Соединенных Штатах так называемых «прыгающих бомб». Дальность их полета не столь уж и велика по современным меркам. Но что особенно худо, на мой взгляд, – в зоне поражения теперь железнодорожный вокзал Джанкоя, крупнейшего крымского логистического узла. А это грозит России крупнейшими неприятностями во всей зоне боевых действий.

«Прыгающие бомбы» ВСУ грозят сорвать сообщение Крыма с  Кубанью
© Свободная пресса

Речь идет о появлении в арсеналах ВСУ специально разработанных для применения с многоцелевых самолетов пятого поколения типа F-35 высокоточных 250-килограмовых авиационных бомб малого диаметра GLSDB, которые с недавних пор научили стартовать и с поверхности земли. Скажем - из пусковых установок американских ракетных комплексов М270 и M142 HIMARS, давно переправленных на Украину.

Что первая партия таких бомб уже почти наверняка в распоряжении Киева 31 января 2024 года публично объявила заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд. Чем такая новость чревата для наших войск? Почему в перечне возникших теперь угроз со стороны множества GLSDB стоит выделить именно Джанкой? И с чего это Штаты так торопились с отправкой этих весьма совершенных электронных дряней на Украину?

Дело в том, что «прыгающие бомбы» с заявленной дальностью полета до 150 километров, чрезвычайно опасны. Прежде всего, тем, что крайне трудны для обнаружения в полете любыми средствами ПВО. Их ЭПР (эффективная поверхность рассеяния) всего около 0,016 кв. м. Выходит, разглядеть такое оружие в полете на экране РЛС контроля воздушного пространства не легче, чем, предположим, обычный футбольный мячик. Что примерно вдвое уменьшает вероятную дальность перехвата «прыгающих бомб» нашими «Торами», «Буками» и «Панцирями» по сравнению с теми же ракетами типа HIMARS.

Мало того. К целям эти бомбы, распустив сложенные до старта крылья, летят не по баллистическим траекториям. Иными словами – не на значительной высоте, на которой были бы заметней. Наоборот, резко маневрируя, подкрадываются к своим жертвам над самой землей, огибая складки местности. Подобно низколетящим крылатым ракетам.

И еще одно. В основе GLSDB обычная старая американская авиационная фугасная бомба типа GBU-39, отныне используемая лишь в качестве боеголовки. Таких «фугасок» - до потолка в заокеанских арсеналах.

А дальше их судьбу круто переменило вот что. К «древней» GBU-39 в США гениально придумали приспособить ракетный двигатель от снятых с вооружения и идущих под списание реактивных снарядов М26. Получилось удивительно дешевое и одновременно самое современное оружие стоимостью всего 40 тысяч долларов за штуку. Что просто копейки по сравнению с прочими средствами поражения такого класса и назначения.

Поэтому при желании американцы могут быстро и просто завалить склады Украины коварными «прыгающими бомбами». И тем организовать настолько массированное их применение против нас, что налет окажется не в состоянии отразить ни одна система ПВО.

Со столь опасным оружием наши зенитчики еще не сталкивались нигде и никогда. Наверняка они когда-нибудь приспособятся сбивать и GLSDB , как научились достаточно надежно сшибать с небес «Хаймерсы». Ключевые вопросы: как быстро это произойдет? И какие потери до этого мы успеем понести?

И вот тут, полагаю, самое время вспомнить конкретно про Джанкой. Потому что до него, к примеру, от украинского пока еще города Берислав на правом берегу Днепра в Херсонской области всего порядка 146 километров. То есть – GLSDB вполне могут дотянуться до самого северного города Крыма.

Чего ВСУ добьются, если сосредоточенными ударами многочисленных «прыгающих бомб» выведут из строя весь этот транспортный узел? В значительной мере это обессмыслит те логистические преимущества, которые получила Россия, когда с 2020 года запустила поезда по Крымскому мосту. Потому что в таком случае получится, что по мосту-то в Крым заехать возможно. Но ближайшей и одновременно конечной крупной станцией назначения на полуострове окажется Керчь. Все, «поезд дальше не идет, просьба освободить вагоны!».

Вся штука в том, что из Керчи существующая с советских времен железнодорожная ветка ведет только и исключительно в Джанкой. Причем, в СССР она всегда считалась второстепенной для Тавриды. Основным направлением движения поездов всегда был Харьков. А затем – на Москву и еще куда угодно.

Поэтому железнодорожное полотно из Керчи в Джанкой в техническом отношении до крайности запущено. До сих пор однопутное. И даже не электрифицированое.Исходя из этого, к каждому заезжающему в Крым с Кубани поезду еще в Керчи приходится сначала долго и нудно цеплять тепловоз до Джанкоя. А потом в Джанкое снова менять его на электровоз. Поскольку дальше к Симферополю и Севастополю проблем с проводами и столбами вдоль рельсов, к счастью, нет.

Мало того, что эта несуразица отнимает и у железнодорожников, и у пассажиров уйму времени, еще и увеличивая общую протяженность маршрута в центральные и южные районы полуострова на 87 километров. Теперь все еще серьезней. Джанкой, с недавних пор, как уже сказано, все сильнее рискующий угодить под огонь украинских ракетных батарей и ударных беспилотников, может оставить наши войсковые группировки в Крыму и в северном Приазовье вообще без ритмичного тылового снабжения. Поскольку одними только грузовиками к фронту всего необходимого не навозишься.

Российская власть видела такую опасность? Естественно. Но смотрела и, увы, продолжает смотреть на нее как-то странно. Исключительно с точки зрения наполнения Крыма дополнительными туристами. А, как следствие, экономики Тавриды – новыми немалыми денежками.

В этом отношении очень любопытно понаблюдать, как после начала украинского кризиса и возвращения полуострова под державную руку России забилась чиновничья мысль Москвы и Симферополя в этом направлении.

Что с железнодорожной веткой Керчь-Джанкой нужно срочно что-то делать, с самого начала согласны были все. Что от Крымского моста «вкругаля» ездить к теплому морю утомительно и затратно – тоже. Поэтому еще лет десять назад руководство АРК вышло с предложением построить новую кратчайшую железнодорожную ветку длиной всего 215 километров через Белогорск в центре крымских степей и предгорий. Из Керчи до Симферополя – напрямую. Вообще не заезжая Джанкой.

Проектной группой консорциума в составе «Инжпроектизыскания», «Гипрогор», «МСУ Маяк», «ЖСК», ВЭО России с участием специалистов «Гипротранспуть», «Трансинжпроект», «Кавгипротранс», «Сибгипротранс», «Трансинжпроект» и «Ростовгипрошахт» быстренько были проведены соответствующие изыскания. К 2017 году выяснилось, что общая стоимость строительства порядка 35 миллиардов рублей (примерно седьмая часть финансов, затраченных на строительство Крымского моста).

Причем, уверяли в проектной группе, запустить рабочее движение поездов возможно довольно быстро, в течение 2018-2019 годов, которые разработчиками были отведены на первый этап стройки. Вокзалы, транспортная и производственная инфраструктура – все это позже. А поезда, повторяю, могли бы уже двинуться в Симферополь, минуя север Крыма.

Отчего ж так до сих пор мы и не удосужились взяться за это дело? Аргументы могущественных противников идеи «спрямления» рельсового пути на полуострове, настолько можно судить, носили исключительно бухгалтерский характер. В июле 2020 года глава Крыма Сергей Аксенов так прокомментировал происходившие в Москве метания по поводу новой транспортной ветки: «Евгений Иванович (в ту пору министр транспорта России Евгений Дитрих – «СП») сказал, что с точки зрения денег экономической обоснованности такого проекта пока нет».

Того же мнения, что и Дитрих, тогда придерживался и вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин.

Но почему молчали военные? Ведь за Перекопом, в каких-то считанных десятках километров от джанкойского вокзала, враги уже зарывали в землю дальнобойные украинские орудия. Возможно, этого черезчур легкомысленно не принимали в расчет гражданские до мозга костей Хаснуллин с Дитрихом. Но где был министр обороны РФ Сергей Шойгу? Где начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов?

И потом: простое перекидывание костяшек на канцелярских счетах - разве этим все исчерпывается при государственном подходе к важнейшим проблемам безопасности страны? Разве в деле обустройства транспортной инфраструктуры регионов, а заодно – и заблаговременного оборудования театра возможных военных действий все и всюду руководствуются соображениями одной лишь финансовой выгоды?

Давайте вспомним хотя бы возведение по воле императора России Александра III с 1891 по 1916 годы знаменитого Трансиба общей протяженностью порядка 7000 километров. Кто-нибудь рассчитывал, что это грандиозное предприятие вскоре окупится? Нет, конечно. Какие, собственно, грузы, перевозимые с почти безлюдного и почти не освоенного Дальнего Востока в центральную часть страны и обратно, сулили стране особую прибыль?

Дело было в другом: без налаживания железнодорожного сообщения с тихоокеанскими окраинами империи и возможности срочной отправки туда войск и военных грузов Россия могла вообще потерять Дальний Восток. Чтобы этого не случилось дальновидный царь и приказал неотложно начать укладку миллионов тонн рельсов и шпал.

Почему сегодня в отношении Крыма Москва не руководствуется подобными же стратегическими соображениями? Ведь с каждым месяцем все очевидней, что угроза полуострову со стороны Украины только растет. И конца этому процессу не видно.

Так только ли об экономической выгоде нашим властям следует думать, хотя бы изредка разглядывая на карте важнейший для обороны всего юга России, но крайне уязвимый джанкойский железнодорожный узел?

Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине – в теме «Свободной Прессы».