Войти в почту

О командующем авиацией Балтийского флота в годы войны Михаиле Самохине

Всего неделю назад Россия торжественно отметила 80-летие полного снятия блокады Ленинграда. И мало кто знает, что в Балашихе жил и работал известный герой блокадного Ленинграда, генерал-полковник авиации Михаил Иванович Самохин. В годы Великой Отечественной войны он командовал авиацией Балтийского флота. Его лётчики защищали блокадный город, сбивали немецких асов над Дорогой жизни, топили фашистские крейсера и транспорты, бомбили пехоту и танки противника. И первыми участвовали в налёте на столицу Германии в августе 1941 года. Михаил Иванович Самохин — из хопёрских казаков. Родился он 19 января 1902 года на хуторе Садковский Хоперского отдела области Войска Донского, ныне Урюпинского района Волгоградской области в многодетной казачьей семье. Окончил неполную среднюю школу. Затем жил в городе Урюпинск и учился в реальном училище. С 1924 года Самохин служил в Красной армии. Вначале красноармейцем, затем старшим делопроизводителем штаба 34-го стрелкового полка 6-й кавалерийской дивизии. Богатырь с пышной светлой шевелюрой и всегда смеющимися глазами — так его описывали сослуживцы. И уже тогда предполагали, что он далеко пойдёт. Смелому, физически развитому парню прочили карьеру кавалерийского командира, продвигали по службе. Но Михаил рвался в небо. В 1928 году он поступил в Военно-теоретическую школу ВВС РККА в Ленинграде. Затем продолжил учёбу в 1-й военной школе лётчиков им. А.Ф. Мясникова, которую успешно окончил в декабре 1930 года. Служил лётчиком в 71-й авиационной бригаде ВВС Черноморского флота. В августе 1934 года был назначен командиром эскадрильи. С декабря 1936 года Самохин — временно исполняющий должность командира 71-й авиационной бригады. С апреля 1938 года — помощник командира, а с марта 1939 года — командир 40-го авиационного полка. Карьера его успешно развивалась и дальше, чему способствовали прекрасные организаторские способности, энергичность и настойчивость Михаила Ивановича. В 1939 году его назначили заместителем командующего ВВС Балтийского флота. Самохин — участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. За умелое руководство боевыми действиями флотской авиации награждён орденом Красного Знамени. В 1940 году Самохину присвоили звание генерал-майора авиации. Большая Балашиха В полной мере его полководческий талант раскрылся в годы Великой Отечественной войны — 14 июля 1941 года генерал-майор Самохин был назначен командующим ВВС Балтийского флота. Он успешно командовал морской авиацией Балтики все военные годы. К началу боевых действий ВВС Балтийского флота имели 709 самолётов. Из них 367 истребителей, 211 бомбардировщиков и торпедоносцев, 131 гидросамолёт-разведчик. Внушительная сила! Именно генерал Самохин принимал участие в организации первых налётов на Берлин в августе 1941 года, наделавших шуму в самом начале войны. «В конце июля фашисты совершили свой первый налёт на Москву, — вспоминал Самохин. — Нам хотелось ответить налётом на Берлин. Удар по Берлину имел бы в случае удачи огромное значение. Ведь гитлеровцы трубили на весь мир, что советская авиация разгромлена. И Ставка утвердила наше предложение». В ночь на 8 августа 13 тяжело нагруженных самолётов с трудом оторвались от земли. До Берлина и обратно было около 1800 километров. Полёт проходил в очень тяжёлых условиях. Три четверти пути пролегали над водной поверхностью Балтийского моря, вне видимости берега. Задание было выполнено успешно. Удар наши бомбардировщики нанесли с высоты 5,5 тысячи метров и вызвали очаги пожаров в районах берлинского стадиона, нового индустриального квартала, вокзала и телеграфа. Бомбардировка застала немецкие ПВО врасплох. Лишь когда наши самолёты отбомбились, в Берлине выключили освещение, и почти одновременно началась беспорядочная стрельба зенитной артиллерии, а в небе заметались прожекторные лучи. За первым налётом последовали другие. Более месяца лётчики Балтийского флота водили свои бомбардировщики ДБ-3 в глубокий тыл Германии, бомбили военно-промышленные объекты не только Берлина, но и других городов: Штеттина, Данцига, Свинемюнде и Кенигсберга. Кроме того, части бомбардировочной и минно-торпедной авиации наносили удары по танковым и пехотным колоннам противника, наступающим на Ленинград, а истребители неоднократно привлекались к штурмовке позиций противника на подступах к Либаве, Риге и Таллину. В самый непростой период блокады, в октябре 1941 года, Самохин разрабатывает и руководит операциями по прикрытию с воздуха Дороги жизни на Ладожском озере. Тогда Михаил Иванович сформировал специальную группу морской авиации из двух истребительных авиаполков. Это быстро дало результаты — немецкая авиация понесла в небе над Ладогой огромные потери. Самохин участвовал в подготовке и осуществлении операции по прорыву блокады города в январе 1943 года, а через год — в её полном снятии. Также он участвовал в разработке и непосредственно руководил операциями по освобождению республик Прибалтики. В ноябре 1944 года Самохину присвоили звание генерал-полковника авиации. В том же году он был награждён сразу двумя полководческими орденами, Суворова 2-й степени и Ушакова 1-й степени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за умелое руководство боевыми действиями ВВС флота во время разгрома немецко-фашистских войск в Прибалтике и Восточной Пруссии Михаилу Ивановичу Самохину было присвоено звание Героя Советского Союза. После Победы Самохин — командующий ВВС Северного флота. В марте 1957 года был переведён из ВМФ в Войска ПВО страны на должность заместителя главнокомандующего Войсками ПВО страны. С 1961 года — помощник главнокомандующего Войсками ПВО страны. В эти годы он жил и работал в Балашихинском районе. Руководил войсками с центрального командного пункта Войск ПВО в посёлке Заря Балашихинского района. В 1963 году М.И. Самохин вышел в запас. После увольнения с действительной военной службы принял предложение Главного конструктора ракетно-космической техники Сергея Королёва стать заместителем начальника Особого конструкторского бюро по лётно-конструкторским испытаниям. В июне 1974 года М.И. Самохина назначили на должность заместителя директора НПО «Энергия». Михаил Иванович ушёл из жизни 19 августа 1998 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище. Большая Балашиха Алексей Галанин