Войти в почту

почему США не достигли пугающего эффекта своим ответом на атаку базы в Иордании

«Территорию суверенных стран без согласия их правительств, в обход Устава ООН, ВВС США утюжили 30 минут. 125 бомб, 85 целей. Потерь среди пилотов нет. Все самолёты вернулись на базы. Однако ощущение, что сама Америка ковыляет на честном слове и на одном крыле, только окрепло».

Три ссутулившиеся фигуры в чёрном, встречавшие на авиабазе Довер в Делавэре покрытые звёздно-полосатыми флагами гробы с телами трёх солдат-афроамериканцев, что погибли на базе в Иордании в результате удара беспилотника, по мысли политтехнологов Белого дома, должны были смотреться едва ли не всадниками грядущего апокалипсиса для ответственных за ту атаку проиранских прокси. Но какие всадники, такой и апокалипсис.

Нетвёрдая походка Джо Байдена, трость, на которую опирается явно не до конца оправившийся от операции глава Пентагона Ллойд Остин, и первая леди Джилл Байден, что мечется от одного к другому в попытке взять под опеку обоих. Таков был пейзаж перед битвой.

Оставляя всё это за спиной, пилотам американских «стратегов» B-1 (оружием холодной войны, конечно, специально тряхнули ради устрашения) предстояло взять курс на Ирак и Сирию. Территорию суверенных стран без согласия их правительств, в обход Устава ООН, ВВС США утюжили 30 минут.

125 бомб, 85 целей. Потерь среди пилотов нет. Все самолёты вернулись на базы. Однако ощущение, что сама Америка ковыляет на честном слове и на одном крыле, после бомбардировки Аль-Каима и Акашата только окрепло. И не только в Тегеране, который всю минувшую неделю из Вашингтона, кажется, только и делали, что пытались успокоить по поводу перспектив большой войны, посылая открытые и скрытые сигналы. Стратегии на Ближнем Востоке у США, кажется, больше нет никакой. Весь план — день простоять да ночь продержаться. Но даже лишних суток нет.

Буквально через час — сообщение об очередной атаке по военной базе США. Ракетный удар пришёлся по объекту, расположенному возле газового месторождения Конико в восточной сирийской провинции Дейр-эз-Зор. 167-е (!) по счёту нападение на американских военнослужащих на Ближнем Востоке после обострения ситуации в секторе Газа, беспощадные бомбардировки мирного населения которого у Байдена так и не нашли в себе сил осудить.

То есть за неполные четыре месяца Сирия, Ирак, Иордания для Америки превратились в один сплошной Афганистан 2.0, откуда, как ни выкручивайся, можно только убежать. Сделает ли это Байден или передаст эстафетную палочку Трампу, что может следом заселиться в Белый дом, — уже не так важно. Любой ястреб, что сегодня кричит о необходимости возмездия, по сути, сбитый ещё вчера лётчик.

Достаточно вспомнить, как тот же Трамп нахваливал себя за операцию по убийству командующего КСИР генерала Касема Сулеймани. Казалось, что следом сбудется и мечта безумного Джона Болтона, что не один десяток лет мечтает «вбомбить» Иран в Средневековье. Но нет. Победу-то празднует как раз Сулеймани. Это его подход работает. Американцы воюют с Ираном своими руками. Иран же это делает чужими и побеждает. Причём побеждает даже внутри Америки.

Как и всё остальное, способное вызывать малейшую дискуссию, противостояние с иранскими прокси вызвало внутри Штатов раскол. Традиционные демократы парализованы немочью Байдена. Их левое крыло проклинает его за предательство либеральных идей, поддержка президента США среди мусульман за три года упала с 60 до 17%. Ястребы-республиканцы требуют бить и бить по иранским нефтяным полям, но вот трамписты-изоляционисты призывают смириться с неизбежным.

«Мы отправляемся бомбить пастухов коз и иностранных террористов за границей, полностью игнорируя террористов, картели, преступников, вторгающихся в нашу страну, а наше правительство приветствует их и заставляет нас платить за это», — пишет у себя в Х Марджори Тейлор Грин, на свой лад перефразируя нашу классику.

Вечного гегемона из США не получилось. Пора переквалифицироваться в управдомы. У себя дома.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.