Владислав Шурыгин: Нам нужно решить проблему нейтрализации украинских дронов
В мире "военной моды" явно обозначилось возвращение стиля ретро начала ХХ века.
После успешного отражения масштабного натовского наступления в исполнении армии Украины на российскую линию обороны в западной военной прессе потоком пошли публикации о кризисе наступательной стратегии и новой эпохе позиционных войн.
На Украине тут же началось масштабное строительство своей линии обороны - так называемой "линии Залужного".
Вслед за украинцами свой "Балтийский вал" решили строить латыши и литовцы.
При этом западные стратеги и их прибалтийские ученики как-то сразу забыли, что двадцать лет послевоенного (после Первой мировой войны) увлечения циклопическими крепостями и оборонительными валами завершились блестящими их прорывами и грандиозными окружениями европейских армий танковыми группами Рундштедта, Бока, Гудериана.
Напомним, что за 44 дня немецкие войска разгромили вооруженные силы Франции, Бельгии и Голландии, попутно преодолев несколько стратегических линий обороны (Мажино, Дюнкерка), строившихся почти 10 лет.
Французская армия тогда потеряла 84 тысяч человек убитыми, свыше полутора миллионов человек попало в плен.
Вторая мировая война похоронила всю стратегию обороны и "войны на истощение".
Особенность нынешних боевых действий в зоне СВО заключается в том, что, имея стратегические задачи, с начала специальной военной операции российская группировка войск совершенно им не соответствовала по численности. И потому вынуждена была затем перейти к стратегической обороне с одновременным развертыванием под масштабы войны.
Затем на поле боя появилось качественно новое оружие - беспилотники: ударные мини-бомбардировщики и FPV-дроны-камикадзе. Именно они окончательно "зафиксировали" фронт, лишив обе стороны возможности применять большие массы бронетехники и, как следствие, способности проводить масштабные наступательные операции.
Пока они господствуют на поле боя, ситуация мало изменится.
Однако, на мой взгляд, считать, что такая ситуация сохранится на годы, и на этой основе делать стратегическую ставку на позиционную оборону - грубейшая ошибка.
Думаю, даже при всей остроте сегодняшнего кризиса можно предположить: очень скоро безоговорочное господство дронов над полем боя закончится.
Стоит помнить, что также в начале XX века безоговорочное господство пулеметов, продемонстрированное в ходе Русско-японской войны 1905 года, завершилось тем, что пулеметы превратились в мощное, но явно не основное оружие на поля боя. Они всего лишь заняли свою нишу в линейке стрелкового оружия.
Полагаю, что сегодняшнее доминирование дронов над полем боя связано с тем, что до их появления ни одна страна не разрабатывала и не создавала системы радиоэлектронной борьбы - РЭБ тактического звена - взвод - рота.
На этом уровне беспилотники практически не существовали, являясь средством полкового - бригадного уровня. Да и те редко применялись.
Теперь целью относительно дешевых и часто самодельных беспилотников, в том числе FPV-дронов, являются даже отдельные пехотинцы противника - настолько подобных средств много у противоборствующих сторон.
Как только военно-промышленный комплекс передовых стран "опустит" над тактической зоной "купола" и "фаерволы" средств РЭБ, господство FPV-дронов завершится.
Потребуется их непрерывная "прокачка" для преодоления средств радиоэлектронной борьбы. А это тут же начнет отражаться на стоимости таких беспилотников.
Данное обстоятельство очень скоро перестанет делать их производство и использование в зоне боевых действий безоговорочно выгодным, так как начнет приближаться по стоимости к другим образцам высокоточного оружия.
Соответственно снизится и эффективность боевых дронов.
В итоге "джин" БПЛА если и не будет загнан в бутылку, то точно станет сильно ограничен в возможностях. Это вернет сухопутным войскам подвижность.
Насколько тогда тем же прибалтам поможет их "лабас - линия" на границе с Россией, вопрос дискуссионный.
Отсюда вывод: сегодня важнейшей задачей нашей оборонки является быстрое решение проблемы нейтрализации вражеских дронов в зоне СВО. Причем не через годы, а еще до начала весенней кампании-2024.
Дать возможность ВСУ просидеть в обороне год, как это планируют их хозяева за океаном, мы позволить не можем. Цена такой затяжки будет слишком дорогой.
Подготовил Юрий Гаврилов, источник: Telegram-канал Владислава Шурыгина