Войти в почту

Что последует за ударами Ирана по Ираку и Пакистану

Ракетные удары, которые Тегеран нанес по объектам подготовки боевиков в Ираке, Пакистане и Сирии, стали ответом на гибель высокопоставленных командиров на Ближнем Востоке и обстрел США хуситов в Йемене. Будет ли эскалация этого противостояния втягивать в военные действия новых участников и возможно ли на Ближнем Востоке новое кровопролитие, подобно тому, что все наблюдали в секторе Газа, — об этом «Парламентская газета» спросила законодателей и экспертов.

Что последует за ударами Ирана по Ираку и Пакистану
© Парламентская газета

«Горячее» продолжение следует

Ракетные удары по Эрбилю, столице Иракского Курдистана, силы Ирана нанесли в ночь на 16 января. Как заявили в Корпусе стражей исламской революции (КСИР), главной силовой структуре иранской армии, которая и провела операцию, это стало ответом на теракты в Иране (взрывы в городе Керман 3 января унесли жизни более ста человек), а целями ударов стали «объекты террористов в Эрбиле», также «израильская шпионская база».

На этом акция иранского возмездия не завершилась — вечером того же дня, 16 января, снаряды прилетели уже по базам суннитской группировки «Джаиш аль-Адль», что расположены в Пакистане. Как сообщили иранские СМИ, удары были нанесены с помощью не только ракет, но и беспилотников. Ряд экспертов заявили, что это стало ответом на атаку группировки на иранские силы безопасности. А удары по Иракскому Курдистану, в результате которых несколько ракет упали рядом с посольством США в Эрбиле, стали ответом на убийства во время израильских ударов в зоне ближневосточных конфликтов, включая сектор Газа, ряда высокопоставленных командиров КСИР и других проиранских движений, а также на обстрелы США и Великобританией союзников Ирана — хуситов в Йемене.

В руководстве Лиги арабских государств предсказуемо осудили атаки КСИР — генсек ЛАГ Ахмед Абуль-Гейт, как сообщают СМИ, заявил о «решительном неприятии ударов Ирана», так как это может привести к «расширению войны на Ближнем Востоке». Впрочем, почвой для такого расширения, как и для иранских ударов по объектам в Ираке и Пакистане, является конфликт между Израилем и ХАМАС, приведший к чудовищным жертвам мирного населения в секторе Газа, которые, по сути, были поддержаны Западом — так считает вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев.

Отвечая на вопрос «Парламентской газеты», он отметил, что, к сожалению, «горячее» продолжение ближневосточных конфликтов, в том числе после ударов Ирана по Ираку и Пакистану, «можно прогнозировать с достаточной уверенностью». «Вполне вероятно, что волны, расходящиеся «круги» эскалации могут вовлечь в конфликт все большее число участников. И пока операция в секторе Газа не будет купирована, а в идеале устранена созданием Палестинского государства не только де-юре, но де-факто, риски расширения конфликта в регионе будут сохраняться и множиться. Говорю об этом с большой тревогой. И это в большой степени зависит от ответственности со стороны Израиля и Запада, который агрессивно поддерживает израильские действия в секторе Газа», — заявил Константин Косачев. 

Шансов на ошибку больше у Вашингтона

В контексте ударов КСИР некоторые наблюдатели с тревогой указывают на возможное военное противостояние Ирана с Пакистаном. Впрочем, как считает первый замглавы Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров, конфликт между этими странами не будет длительным — свою роль здесь сыграет то, что Китай уже заявил о готовности быть посредником в нормализации отношений двух стран. «У Пекина традиционно неплохие связи и с Пакистаном, и с Ираном, чья нефть активно продается в Китай. Поэтому обе страны, думаю, вовсе не против того, чтобы Пекин набрал себе здесь политические очки, и потому будут заинтересованы в нормализации отношений», — пояснил сенатор «Парламентской газете».

Он отметил, что удары Ирана по Ираку, Пакистану и Сирии, как и прежде удары США по Йемену, — часть американо-иранской дуэли в регионе. При этом, по словам Джабарова, прямых столкновений между собой Иран и США будут избегать. Хотя главным «заинтересантом» ближневосточных конфликтов, утверждает сенатор, являются именно американцы — как показал недавний форум в Давосе, экономические результаты среди стран прозападного мира лучше всех у США, все остальные так или иначе проиграли от развязанных с подачи Вашингтона конфликтов.

«Но американцы напрасно втянулись в борьбу на Ближнем Востоке, они рискуют серьезно увязнуть здесь. Обращу внимание и на то, что, поскольку Красное море становится несудоходным из-за опасности нападений на корабли, все танкеры, торговые суда будут огибать Африку, чтобы доставить грузы, скажем, из Китая в Европу. Это серьезно удорожает поставки нефти, газа, других товаров и может замедлить рост мировой экономики», — считает Владимир Джабаров.

У американцев и Ирана сейчас «идет пристрелка» — стороны серьезно озабочены тем, чтобы в ходе различных маневров, будь то политические действия, угрозы или собственно удары по территории интересов друг друга, вынудить противника сделать ошибку и стать в глазах всего остального мира явным агрессором. Так считает политолог Алексей Мухин. «На ошибку больше шансов у США — у Вашингтона явно сдают нервы. Но не стал бы ставить на быстрое разрастание локальных войн — мы видим, что конфликты в Африке или в Тайване, например, отложены. Причина, думаю, в том, что на Западе, который является главным застрельщиком международных конфликтов, не видно «гроссмейстеров», способных играть сразу на нескольких геополитических досках», — сказал он «Парламентской газете».