55 лет назад в стране началась эпоха твердотопливных МБР

55 лет назад на вооружение советской армии была принята первая серийная твердотопливная баллистическая ракета РТ-2. С этого момента началась новая эпоха в развитии ядерного оружия нашей страны. СССР получил возможность массово производить более простые в эксплуатации боеприпасы межконтинентального класса. В 1980-е годы советские конструкторы смогли решить вопрос применения межконтинентальной баллистической ракеты с колёсной платформы, разработав комплекс «Тополь». В настоящее время твердотопливные ракеты получают подводные крейсеры ВМФ. По прогнозам экспертов, количество этого оружия в составе российского флота и РВСН будет только увеличиваться.

18 декабря 1968 года на вооружение РВСН Советского Союза была принята первая серийная твердотопливная баллистическая ракета РТ-2. Этому событию предшествовало более 30 испытательных пусков с полигона Капустин Яр и космодрома Плесецк.

Как заявил в беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев, принятие на вооружение РТ-2 открыло новую страницу в развитии отечественного ядерного оружия.

Благодаря созданию полноценной твердотопливной баллистической ракеты СССР получил возможность быстрее наращивать «арсенал стратегического сдерживания США».

«Появление РТ-2 — важная веха в истории нашего ядерного оружия. Фактически наша страна получила возможность массово производить ракеты средней и межконтинентальной дальности, которые значительно легче и дешевле жидкостных аналогов и которые можно устанавливать на различные носители», — пояснил Корнев.

Разработка РТ-2 стартовала в 1961 году с использованием наработок по РТ-1, имевшей дальность 2,5 тыс. км. В условиях гонки ядерных вооружений Советскому Союзу требовалось стремительно нарастить количество ядерных ракет и создать новые виды их носителей.

Согласно материалам «Роскосмоса», РТ-2 предназначалась для стрельб на дистанциях в 4—5 тыс. км и 10—12 тыс. км с головной частью массой 500 кг. Готовность к пуску составляла три — пять минут.

«Предусматривалась возможность путём комбинации ступеней ракеты РТ-2 создавать ракеты на промежуточные дальности. Все параметры ракеты РТ-2 были выбраны близкими к оптимальным», — говорится на сайте госкорпорации.

В работе над проектом ракеты участвовали ОКБ-1 (сейчас — РКК «Энергия»), ленинградское КБ «Арсенал», Пермское КБ машиностроения, ЦКБ-7. За создание твёрдого топлива отвечали Государственный институт прикладной химии, Пермское НИИ полимерных материалов, Алтайское НИИ химической технологии и другие предприятия.

Как рассказал в комментарии RT военный эксперт Юрий Кнутов, создание твердотопливного ракетного двигателя было огромным достижением советской науки и химической промышленности. Оно стало ответом на бурное развитие в США подобных технологий и принятие на вооружение твердотопливной баллистической ракеты Minuteman.

«Американцы раньше нас запустили исследования по твёрдому топливу. Уже в начале 1960-х годов они начали готовить шахтные пусковые установки под свои Minuteman, которые были дешевле и проще в эксплуатации, чем наши жидкостные МБР (межконтинентальные баллистические ракеты. — RT). СССР не мог позволить себе отставать в этой гонке. Поэтому в проект РТ-1 и РТ-2 были вложены очень значительные ресурсы», — подчеркнул Кнутов.

По словам эксперта, Minuteman не были столь мощными, как советские МБР. Преимущества твердотопливных ракет США заключались в более дешёвом массовом производстве, простоте эксплуатации и возможности применения не только с шахтной пусковой установки (ШПУ).

«Удачная модификация»

Согласно материалам «Роскосмоса», несмотря на ряд успешных технических решений, РТ-2 требовала дальнейшего совершенствования, в том числе в части применения нового топлива.

«Так, смесевое топливо формировалось в отдельных пресс-формах, затем заряд вкладывался в корпус, а зазор между зарядом и корпусом заливался связующим веществом. Это создавало определённые трудности при изготовлении РДТТ (твердотопливного двигателя. — RT) ракеты и требовало новых конструкторских и технологических решений, которые исключили бы сложности при разработке последующих модификаций ракеты РТ-2», — сообщается на сайте госкорпорации.

Более совершенным вариантом РТ-2 стала межконтинентальная баллистическая ракета РТ-2П. По информации КБ «Арсенал», лётные испытания комплекса продолжались с 1969 по 1972 год. В общей сложности было выполнено 15 пусков. Серийное производство ракеты развернулось на Пермском заводе химического оборудования. Всего было изготовлено 100 единиц РТ-2П.

По словам Дмитрия Корнева, РТ-2П представляла собой трёхступенчатую МБР с моноблочным боевым блоком, средствами преодоления ПРО и системой автономного инерциального управления.

«Это была весьма удачная модификация, которая внесла весомый вклад в достижение ядерного паритета с США. В этой ракете удалось решить основные проблемы, связанные с изготовлением и эксплуатацией смесевого твёрдого топлива. РТ-2П была принята на вооружение в конце 1972 года и в течение четырёх лет заменила в войсках РТ-2», — сказал Корнев.

В дальнейшем совершенствовании твердотопливных МБР ключевую роль играл Московский институт теплотехники (МИТ). В кооперации с другими конструкторскими коллективами столичным специалистам удалось создать практически новый мобильный комплекс «Тополь» с ракетой РТ-2ПМ. Его главной особенностью стала установка МБР на колёсную платформу, которая могла скрытно перемещаться по равнинной лесистой местности. Так появился новый класс стратегического оружия в дополнение к шахтным пусковым установкам.

«Главная заслуга МИТ и других предприятий заключается в том, что они смогли полностью отработать технологии пуска твердотопливной межконтинентальной ракеты с колёсной пусковой установки на шасси МАЗ-7912. Здесь МИТ во главе с конструктором Александром Надирадзе помог опыт создания подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) средней дальности», — отметил Корнев.

Разработка «Тополя» стартовала в 1976 году. В 1982 году начались испытания подвижного комплекса, а с 1985 года — поставки в части РВСН. По информации Минобороны РФ, на первом этапе ПГРК вводились в строй со стационарным командным пунктом, затем с подвижными средствами управления. В декабре 1988 года РВСН получили «Тополя» с автоматизированной системой боевого управления.

«Ракетный комплекс «Тополь» — самый массовый ракетный комплекс мобильного базирования. Максимальное количество ракет этого комплекса, находившихся на боевом дежурстве, составляло 386», — говорится на сайте Минобороны России.

Следующий этап совершенствования твердотопливной МБР, приспособленной под пуски с колёсной платформы, вылился в создание комплекса РТ-2ПМ2 «Тополь-М». В проекте участвовали 284 предприятия РФ и 47 предприятий УССР.

МИТ разработал твердотопливную двигательную установку, двигатели второй и третьей ступеней, днепропетровское КБ «Южное» — силовой агрегат первой ступени и головной обтекатель, Люберецкий научно-производственный центр двойных технологий «Союз» — твёрдое топливо, Всесоюзный научно-исследовательский институт экспериментальной физики — ядерный боезаряд.

«В МБР РТ-2ПМ2 применены новые твёрдые топлива повышенной энергетики, максимально облегчённая конструкция за счёт использования высокопрочных органопластиков корпуса и двигательных установок, специальные защитные покрытия. Для успешного преодоления космического эшелона ПРО почти весь разгонный участок полёта проходит в пределах атмосферы», — сообщается в материалах Минобороны РФ.

В «Тополь-М» была реализована схема миномётного пуска, осуществляемого с помощью порохового аккумулятора. Кроме того, впервые отечественные конструкторы внедрили в МБР «варианты противоракетного траекторного манёвра для уклонения от перехватчиков ПРО космического базирования».

13 июля 2000 года указом президента РФ на вооружение РВСН был принят «Тополь-М» в шахтном исполнении, в 2007-м — подвижная модификация, которая базируется на восьмиосном колёсном шасси МЗКТ-79221 (МАЗ-7922). Длина ракеты — 22,5 м, стартовая масса — 46,5 т, масса полезной нагрузки — около 1200 кг, мощность двигательной установки — 800 л. с., дальность стрельбы РТ-2ПМ2 составляет 11 тыс. км.

«Адекватный подход»

Последние годы на замену модернизированным «Тополям» шахтного и мобильного базирования приходят комплексы РС-24 «Ярс». Создателем этой МБР стал академик РАН Юрий Соломонов, который с 1997 по 2021 год руководил Московским институтом теплотехники.

В интервью СМИ он неоднократно подчёркивал, что «Ярс» соответствует «самым жёстким, самым передовым требованиям, которые предъявляются к оружию такого класса». Кроме того, по словам конструктора, благодаря поставкам РС-24 России удалось вырваться вперёд по наземным вооружениям стратегического назначения.

К достоинствам своего детища Соломонов относит непродолжительный активный участок полёта, новые силовые агрегаты и боевое оснащение, которое «обладает существенно более высокими характеристиками».

Также Соломонов и коллектив МИТ — создатели морской твердотопливной ракеты Р-30 «Булава», которыми вооружаются российские подводные крейсеры стратегического назначения проекта 955А «Борей-А». Каждая субмарина вмещает 16 таких МБР.

Согласно открытым данным, дальность полёта «Булавы» составляет 10 тыс. км, полезная нагрузка — 1,1 т, вероятное круговое отклонение — от 120 до 350 м. Ракета является носителем шести боевых блоков индивидуального наведения. Важным достоинством Р-30 эксперты называют так называемый сухой старт, при котором шахта в крейсере не заполняется водой. Такая схема пуска уменьшает вероятность обнаружения подлодки.

Как считает Юрий Кнутов, развитие твердотопливных МБР по-прежнему позволяет России обеспечивать стратегический паритет с США, развивать атомный подводный флот и повышать боевые возможности РВСН.

«После распада СССР Россия продолжает эксплуатацию и совершенствование как жидкостных, так и твердотопливных МБР. Я считаю, что это адекватный подход, так как за счёт более высокой мощности жидкостные ракеты способны нести больше боевых блоков: наши жидкостные МБР «Воевода» и «Сармат» — самые мощные в мире. Тем не менее дальнейшее развитие нашего ядерного щита немыслимо без твердотопливных ракет», — считает Кнутов.

По мнению Дмитрия Корнева, твердотопливные ракеты будут постепенно теснить жидкостные МБР.

«По мере вывода из эксплуатации советских крейсеров и ввода в строй «Бореев» в ВМФ будет увеличиваться количество ракет «Булава». А если окончательно рухнет ДСНВ и начнётся новая гонка ядерных вооружений, то России будет целесообразно сохранять паритет с США за счёт выпуска именно твердотопливных МБР», — резюмировал Корнев.