Крупнейшие мировые логистические судоходные компании приостановили проход судов в Красном море

Швейцарская Mediterranean Shipping, датская Moeller-Maersk, немецкая Hapag-Lloyd и французская CMA CGM приостановили использование Баб-эль-Мандебского пролива. Он соединяет Красное море и Аденский залив Аравийского моря. Их решение связано с нападением йеменских мятежников-хуситов на суда в Красном море. Они продолжают осуществлять ракетные обстрелы и захватывают корабли с середины ноября. Теперь логистика этих компаний сильно усложнится. Избегая проход через Баб-эль-Мандебский пролив в сторону Суэцкого канала, суда будут вынуждены идти более длинными маршрутами. Например, вокруг Африки. В пятницу, 15 декабря, советник по нацбезопасности США Джейк Салливан заявил, что судоходство в Красном море имеет жизненно важное значение для транспортировки нефти и товаров. Поэтому Пентагон рассматривает возможность нанесения удара по военным объектам мятежников-хуситов в Йемене в ответ на участившиеся нападения. Комментирует главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко:

Крупнейшие мировые логистические судоходные компании приостановили проход судов в Красном море
© BFM.RU

— Они обеспечивают не меньше трети перевозок из Азии в Европу и обратно. Естественно, это каким-то образом должно повлиять. Но тут прежде всего я не понимаю, почему так торопятся эти крупнейшие компании. Они ничего даром не делают, и интересы клиентов у них стоят на последнем месте. Может, это как предлог, потому что если так подумать, то им это выгодно будет. При условии, что США и Израиль не нанесут ударов по этим хуситам и не разнесут их, чтобы вообще это прекратилось наконец. С 19 ноября по 15 декабря 16 судов в районе Баб-эль-Мандеб в южной части Красного моря либо подверглись прямой атаке, либо было подозрение, что действительно на них совершат нападение. И это не считая болгарского балкера, который захватил неизвестно кто и гонит куда-то в район Сомали. Мне кажется, что если США и Израиль серьезно за это дело возьмутся, это безобразие прекратится. А если нет, так-то по большому счету ничего страшного мировой экономике не грозит, просто потому что у нее более чем достаточно мирового судоходства, чтобы перенаправить суда в обход Суэцкого канала. Тут еще и Египет подсуетится, и по нему-то это прямой удар — Суэцкий канал — это главный, по-моему, источник его валютных доходов. А этим компаниям я категорически не верю — у них главенствуют два инстинкта: жадность и трусость.

— Как изменится логистика?

— Они просто пойдут в обход Суэца через Африку. У них удлинится маршрут суток на семь-десять, потому что у них полный ход о-го-го, они просто ходят на специальных сниженных скоростях. Некоторое время будет лихорадить рынок — опт и розницу, — но вряд ли больше месяца. А потом они мгновенно это восполнят, поставят дополнительные мощности на линии Азия — Европа с удлинением маршрута. В общем, ничего катастрофического, ничего кризисного нет.

По словам первого заместителя гендиректора по морским перевозкам компании «Совфрахт» Карена Степаньяна, логистика судоходных компаний, которые приостановили проход судов через Красное море, изменится очень существенно:

— Во-первых, например, тот же Maersk Gibraltar, который шел через Красное море и был атакован, везет около 5 тысяч груженых контейнеров, из которых 95% — это потребители в Европе, в том числе Российская Федерация по параллельному импорту, это порты Измир, это Мальта и далее по Средиземному морю на континент до Роттердама и вплоть до Балтийского моря. Обычный срок доставки контейнеров из Китая в Европу — 35 суток, сейчас он будет около 60 суток. И еще стоимость, затраты на топливо — это основные затраты в судоходстве, и, наверное, процентов на 40 судно потребит больше топлива по маршруту вокруг Африки. Поэтому мы это все почувствуем, думаю, что в течение двух-трех недель.

— А насколько сильный удар получится в плане цен и сроков?

— Я думаю, произойдет увеличение сроков на где-то 15-20 дней, что очень важно, особенно в предновогодний сезон, огромное количество товаров идет именно под Новый год. По стоимости, наверное, процентов на 30-40 поднимутся ставки на те грузы, которые отправляются сейчас.

— Если Пентагон вмешается?

— Заявление Пентагона — это просто заявление, по моему мнению, потому что тот же Баб-эль-Мандебский пролив в первой трети, в первой четверти, условно говоря, всего Красного моря, там огромное количество островов. Поэтому это просто слова — либо надо оккупировать всю эту территорию, что Пентагону совершенно не под силу, либо организовать какую-то огромную сеть радиоэлектронной борьбы, что тоже не под силу совершенно.

В пятницу, 15 декабря, ракета, запущенная с контролируемой мятежниками-хуситами части Йемена, попала в грузовое судно швейцарской MSC. Пострадавших в результате атаки не было, но корабль прекратил выполнение рабочих операций. Ранее мятежники пообещали, что будут нападать на все суда в Красном море, направляющиеся в Израиль.