Как поднимали Андреевский флаг на судах в Севастополе. К 30-летию раздела Черноморского флота между Россией и Украиной

<p>Тогда, 30 лет назад, на Черноморском флоте и на его главной базе - Севастополе - в процессе начавшегося мучительного раздела флота между Россией и Украиной военные корабли и вспомогательные суда не несли службу на дальних морских рубежах, как в союзные времена, а теснились вдали от внешнего рейда у причальных стенок бухт, где тихие всплески расстилались на лёгком ветерке мягкими серебристыми складками. </p><p>Но... именно на этой тихой глади грянул шторм, девятым валом которого стала массовая акция - подъём андреевских флагов на более чем двухстах судах вспомогательного флота. </p><p>Особенно запомнилась плавмастерская ПМ-26 бригады судов обеспечения, в 1989 году побывавшая в зоне Персидского залива - тогда горячей точке, где под обстрелами, а также с риском подорваться на минах обслуживала боевые корабли ЧФ. </p><p>Развевался Андреевский флаг и над белоснежным госпитальным судном «Енисей» - настоящей океанской «скорой», оснащённой санитарными вертолётами, прекрасно оборудованной поликлиникой и полноценным стационарным госпиталем на 100 коек. </p><p>Участники акции особо подчёркивали, что подъём андреевских флагов - вовсе не политическая акция, а единственно возможная (ибо стачки и забастовки на флотских предприятиях запрещены) попытка обратить внимание властей, главным образом Украины, на бедственное положение гражданских команд судов. </p><p>Так, если военный персонал «Енисея» (78 человек), попав под юрисдикцию России, был обеспечен более-менее приличным денежным содержанием, то 91 человек гражданской команды был поставлен Минфином Украины на грань вопиющей нищеты - оклад капитана оказался гораздо меньше зарплаты военной санитарки - не полный ли абсурд?! </p><p>Аналогичные проблемы коснулись и 15 тыс. работников флотских предприятий. </p><p>Так что подъём андреевских флагов - это попытка вернуть ситуацию на круги своя: спущен Военно-морской флаг СССР - ушедшего в историю государства, и вновь поднят Андреевский, развевавшийся на судовых мачтах три столетия. </p><p>Ялтинскими соглашениями по разделу ЧФ было предусмотрено, что флот будет делиться поэтапно, цивилизованно, но на поверку соглашения оказались не такими конструктивными и не выдержали испытания жизнью. К тому же жизнь внесла немало корректив - процесс суверенизации Украины повлёк за собой её экономическую изоляцию, инфляцию купона (денежной единицы до гривны), космический взлёт цен - короче, целую цепочку проблем, вызвавших вполне естественную реакцию протеста. </p><p>Тут бы министерству обороны Украины принять произошедшее к сведению и попытаться найти разумный компромисс. Увы... Тогдашний министр обороны Константин Морозов издал приказ №103 о снятии крамольных экипажей со всех видов довольствия. </p><p>И что же? На тот же «Енисей» тут же пришли горожане, принесли собранные продукты, а к приезду министров иностранных дел России и Украины организовали солидный пикет на площади Нахимова. Наверное, дрогнуло сердце российского министра, услышавшего скандирование «Крым, Россия или смерть!», если, проходя вдоль пикетчиков, он трижды повторил: «Россия!» И его украинский коллега воспринял пикет не в штыки. Люди, конечно, понимали, что министры не могли однозначно ответить на все наболевшие вопросы. Тревожило другое: сумеют ли они должным образом проинформировать глав суверенных государств? </p><p>Время, и только оно, определяет истинную и мнимую ценность тех или иных общественных акций и инициатив. </p><p>Теперь, по прошествии времени, стало очевидно, что акция подъёма андреевских флагов оказалась нужной и своевременной. Вполне в духе времени, так молниеносно меняющегося - с точки зрения истории. </p><p>Андреевский флаг - давняя святыня отечественного флота - в том ушедшем в историю 1993 году активно работал на будущее, и, в конечном счёте, помог флоту в жестоком политическом шторме сохранить достоинство, боеспособность и верность курсу, намеченному историей...</p>