Войти в почту

В Донбассе «город-сад» будет – но, наверное, не сразу

Россия строит на Донбассе «город-сад», считает главный редактор RT Маргарита Симоньян. Она напомнила, что на освобождённых в ходе СВО территориях российские специалисты под обстрелами продолжают строительство дорог, школ и других объектов.

В Донбассе «город-сад» будет – но, наверное, не сразу
© Свободная пресса

"Вы посмотрите, что мы делаем там сейчас на тех территориях, которые мы уже вернули… Мы же строим там «город-сад», это же видно – дороги, школы. Это всё ещё под угрозой, там все ещё продолжают их атаковать, а мы все равно это строим», – подчеркнула она.

Не слишком ли – про «город-сад»? Да и есть ли смысл что-то восстанавливать под постоянными обстрелами? Может, дождаться конца конфликта, а до того делать только то, без чего вообще не прожить?

– Объём строительства в том же Мариуполе очень впечатляет, – говорит военно-политический эксперт Владимир Сапунов.

– Я там был, когда ещё велись бои за город. Говорил жителям: посмотрите на Грозный, тоже был полностью разрушен, а теперь как отстроили. Всё сбылось.

«СП»: Есть ли вообще смысл масштабных строек, пока идут боевые действия, и города подвергаются постоянным обстрелам? Опыт чеченских войн напоминает, что огромные «строительные» деньги легко списываются на «мы построили, но опять прилетело».

– Опасность есть. В то же время и сидеть сложа руки нельзя. В ЛНР, как только город территория уходит в тыл, начинается строительство дорог. Это и от Луганска на Северодонецк, и в районе Горское-Золотое, и от Ирмино на Стаханов. А ещё раньше от Марковки на Луганск. Очень много построили. И сам Луганск сейчас одна большая стройка. Сейчас ведь полностью тыловым нельзя считать ни один район Донбасса – что ж теперь, совсем ничего не строить?

Опасность разрушений при этом будет. Как будут и те, кто захочет погреть на этом руки. Увы, с таким встречались в Донецке с 2014 по 2022 годы. Сейчас там пока отстраивать ничего особо нельзя, слишком близко фронт. А скоро обязательно будет, как в Луганске.

«СП»: Как известно, ту же Попасную решили не восстанавливать. Какие еще города, по-вашему, восстановлены не будут? А какие нужно восстановить обязательно? Где нужна витрина, а где – просто неотложные действия для нормализации жизни населения?

– Принято решение восстанавливать завод «Азот» у Северодонецка – это правильно. Чем больше заводов получится восстановить, тем лучше. Если есть возможность. «Азовсталь» уже не восстановишь, Лисичанский НПЗ под вопросом. Коксохим под Авдеевкой тоже после войны вряд ли получится восстановить в полном объёме.

Всё должно диктоваться целесообразностью и реалиями. Попасная – это важный логистический узел, но известным населённым пунктом вне вооружённого конфликта она не была. Вероятно, там будет что-то построено, но не населённый пункт. А вот Артёмовск надо обязательно восстановить. Символ русской доблести и военной славы.

«СП»: Если восстанавливать, то на какие средства? А главное – для кого? У нас серьезные проблемы с демографией, а там тем более...

– Будет восстановление – приедут люди обратно. Кто-то сам захочет принять участие в отстраивании своих городов. Желающие приедут и с территории России в границах до 30.09.2022, если их заинтересовать. А за какие средства? Думается, опыт государственно-частного партнёрства, применённый в Мариуполе, будет и далее эффективным.

«СП»: Насколько применим опыт советской власти после ВОВ? Или ситуации несравнимы?

– Очень бы хотелось, чтобы опыт применялся – в части мобилизации, организации добровольческих отрядов. Плюс использование труда пленных бандеровцев. А после победы – и в результате получения репараций от проигравшей Украины.

«СП»: Могут ли исчезнуть целые агломерации, а с ними экономические цепочки и целые отрасли. А что на их месте будет? Дикое поле?

– Донбасс – очень богатая территория с природной точки зрения. Если это с умом использовать, вложения могут окупиться. Не быстро, конечно. Сейчас же политическое значение восстановления гораздо выше экономического. Поэтому «города-сады» будут обязательно. Чтобы показать, что свободный Донбасс возвращается к жизни.

– Маргарита Симоньян давно и уверенно дискредитирует Россию своей не слишком умной пропагандой, – считает редактора «АПН Северо-Запад» Андрей Дмитриев.

– То заявит, что русским нельзя давать выбирать себе власть, а то – цитата – «на любых свободных выборах у нас победят фашисты, которые нас с вами с удовольствием повесят». То рассказывает про «ржавые джавелины», поставляемые США Украине. Но эти самые «джавелины» немало убили наших военных и мирных граждан. Про план «Киев за три дня», который она тоже активно пропагандировала, я уже и вспоминать не буду.

Теперь, значит, город-сад. Я напомню, у нас там небольшая полоска земли вдоль побережья Черного моря, километров на 50-100 вглубь, насквозь простреливаемая ВСУ. Прифронтовая территория. Население в значительной части оттуда уехало. То есть и новая трасса в Крым – это хорошо, но она уязвима – могут быть прилеты от противника. И в Геническе, и в Мариуполе строительство есть, этим мигранты занимаются под бдительным взором вице-премьера Хуснуллина. Но всё равно, чтобы там был город-сад, нужно отодвигать линию фронта, иначе ничего не выйдет.

Опыт позднесталинского СССР показывает, что можно творить чудеса, восстанавливая из руин города. Как было, например, с Ленинградом, где после блокады в конце 40-х начале 50-х были построены целые новые районы – на Охте, например, или в Автово. Но сперва дошли до Берлина и добили фашистов. А скажи товарищу Сталину кто-нибудь про город-сад, когда фашисты стоят в нескольких десятках километров, вождь, думается, покрутил бы пальцем у виска.

– «Город-сад» – это, пожалуй, слишком, но то что на бывшие украинские территории заходит более развитая цивилизация – неоспоримый факт, – уверен политолог Андрей Милюк.

– Мне довелось поездить по освобожденным территориям. Чудовищная разруха даже в тех местах, где боевые действия практически не велись. Видно, что при независимой Украине на восточные регионы махнули рукой.

Первое что бросается в глаза там, где Россия решает обустраивать мирную жизнь – дороги. Вместо разбитого асфальта с ямами, которые нужно объезжать по встречке – нормальные широкие трассы.

Массового строительства по образцу Мариуполя, по-моему, недостаточно много на освобожденных территориях – местные жители чувствуют себя обделенными, особенно в тех местах, где разрушения от боев не меньше мариупольских.

Конечно, это ближний тыл, где всегда есть опасность обстрелов, но фронт-то никуда не двигается, люди уже 1,5 года живут в состоянии неопределенности. Налаживание мирной жизни – залог лояльности местных. Ну да, можно поприжаться, мол, «восстановим, как закончится СВО» – и, выиграв боевые действия, проиграть битву за души людей.

Последствия этого обойдутся куда дороже, нежели ремонтировать разрушения от единичных прилетов на вновь отстроенных объектах.

В этом отношении стоит брать пример с Донецка – фронт проходит по окраинам города, но работа коммунальных служб не останавливается. Характерный пример, наблюдал лично: суббота, 11 вечера, только что центр Донецка обстреляли из миномета; уже к часу ночи, сразу после того, как силовики зафиксировали разрушения, приехали рабочие и начали уборку территории.

Решение не восстанавливать ту же Попасную, на мой взгляд, ошибочно. Будет город-призрак, а ведь мог бы стать вторым Мариуполем. Разрушения там примерно такие же – полностью снесенный боями центр и относительно слабо пострадавший частный сектор.

Восточнее Попасной, за трассой Стаханов-Лисичанск, еще дальше в тыл, есть множество разрушенных сел – Тошковка, Нижнее и т.д. Там за восстановление власти толком не принимались даже. В том же Нижнем усилиями гуманитарщиков начался ремонт школы. Дети в следующем году впервые будут обучаться по русской образовательной программе. У местных властей до этого не дошли руки.

Там по окрестностям живет не так уж много людей – несколько сотен, из них детей всего несколько десятков. Как только поползли слухи, что откроют школу, люди начали возвращаться обратно. Это к вопросу о том, для кого отстраивать – люди есть, где-то мыкаются беженцами, ждут пока наладится мирная жизнь.