Подземная война: повстанцы атакуют израильскую армию из тоннелей

Военная операция Израиля в Газе может затянуться на несколько недель, сказал телеканалу CNN израильский постпред при ООН Гилад Эрдан. Между тем экс-глава ЦРУ Дэвид Петреус считает, что «наземное наступление армии Израиля в секторе Газа может продлиться годы». Одна из причин — большие проблемы со штурмом городов, под которыми проложена сеть тоннелей длиной около 500 километров. Там у боевиков ХАМАС есть запасы продовольствия, оружия и боеприпасов.

Подземная война: повстанцы атакуют израильскую армию из тоннелей
© Вечерняя Москва

Операция Израиля в Газе явно забуксовала. ЦАХАЛ — израильская армия — сообщает о десятках погибших солдат и офицеров. ХАМАС утверждает, что потери военных превысили тысячу человек. Бывший глава ЦРУ Дэвид Петреус считает, что израильская армия, оказавшись на враждебной территории, сразу лишилась преимущества.

— Это Могадишо на стероидах, — заявил Петреус американскому изданию POLITICO.

Напомним, ровно 30 лет назад, осенью 1993 года, американские спецназовцы решили провести военную операцию в столице Сомали и понесли серьезные потери в людях и технике. Резонанс в Штатах был столь огромен, что власти были вынуждены вывести войска из этой мусульманской страны. Употребив выражение «на стероидах», Петреус, вероятно, имел в виду, что ЦАХАЛ окажется на территории Газы в похожей, но более серьезной ситуации.

— Велика вероятность задействования террористов-смертников, мин-ловушек, засад и использование самодельных взрывчаток. В палестинском анклаве может погибнуть огромное количество людей, — заявил Петреус.

По мнению экспертов, особую проблему для Израиля уже создают подземные тоннели, в которых успешно укрываются палестинские повстанцы.

Атакуют не только сектор Газа: что изменилось в палестино-израильском конфликте

Стена арабского плача

— В появлении тоннелей виноват исключительно Израиль, — рассуждает политолог Григорий Савельев. — В свое время он захватил часть палестинской территории, а население оттуда с помощью военной силы загнал в сектор Газа. Сам сектор Израиль отделил огромной, высотой в шесть метров, стеной. Во время ее строительства 200 тысяч палестинцев просто выкинули с мест их проживания вглубь Газы. Доблестные бойцы ЦАХАЛ залили бетоном около 30 колодцев — чтобы люди не вернулись на свои бывшие земли. Так перед стеной появилось еще и пустое простреливаемое пространство.

Как пояснил эксперт, стена — это железобетонное сооружение. На ней повсюду видеокамеры. Больше того: стена на несколько десятков метров уходит под землю, чтобы не было подкопа. А еще под землей — сейсмические датчики: так Израиль планировал обнаружить «шахтеров ХАМАС». Но не вышло...

— Поскольку сектор Газа находится фактически в блокаде, его жителям трудно достать даже необходимые в быту вещи, — пояснил Григорий Савельев. — Поэтому палестинские контрабандисты стали рыть под стеной тоннели. Причем на глубине от 50 до 70 метров, чтобы не упереться в стену и не быть «услышанными» сейсмическими датчиками. Вскоре через тоннели стали проносить товары, проводить коров и даже прогонять автомобили. Благо они заходили на территорию Израиля на 5–7, а порой и 10 километров.

Военный эксперт, полковник ВС РФ в отставке Андрей Земцев уточняет:

— Повстанцы ХАМАС нередко использовали тоннели и для нападения на Израиль. Все просто: прошел по тоннелю с ракетой, пронес ее на плече. Вышел, выстрелил и нырнул обратно в тоннель. Да, время от времени выходы Израиль обнаруживал и заливал бетоном. Но появлялись новые.

Израиль убивает больных и врачей

По словам эксперта, именно подземные тоннели помогли ХАМАС 7 октября вывести на территорию Израиля около тысячи бойцов. А еще по этим тоннелям транспортировали в Газу заложников.

— Обратите внимание на палестинских боевиков, которых мы видим на многочисленных роликах. Многие из них обуты не в берцы и даже не в кроссовки, а в войлочную обувь, почти тапочки, — пояснил Андрей Земцев. — Казалось бы, такая обувь крайне неудобна для передвижения по острым камням. Так и есть. Зато она нужна для перемещения по тоннелям, поскольку не создает шума, и тоннели гораздо сложнее обнаружить с помощью сейсмодатчиков.

Как пояснил эксперт, также есть тоннели между Газой и Египтом.

— Их тоже рыли с целью контрабанды. Но используют и для другого — например, переброски оружия и боеприпасов. Откуда, спрашивается, у ХАМАС столько вооружения, чтобы за один день поставить на уши Израиль, атаковав его тысячами ракет? Они, либо компоненты для них, завезены из Египта по тоннелям: больше взяться неоткуда — вряд ли их доставили из Израиля, — рассуждает Андрей Земцев.

Иван Грозный и вьетнамские партизаны

Сколько существовал сектор Газа — столько строились тоннели непосредственно под ним. Кандидат исторических наук, преподаватель МГУ Виктор Трефилов пояснил, что палестинцы применяли эффективные, давно используемые, исторические практики.

— Первые подкопы как механизм штурма городов появились еще в IX веке до нашей эры, — пояснил Виктор Александрович. — Что касается подземных ходов для обороны, то это тоже крайне распространенная практика. Такие ходы были практически в любом рыцарском замке. Осажденные порой выбирались по подземным ходам в тыл противника и громили его ночью прямо под стенами замка.

Со временем в военном искусстве, как рассказал эксперт, появился термин «подземно-минная война».

— Иван Грозный, как известно, взял Казань, сделав подкоп и подорвав под крепостными стенами 48 бочек пороха, — рассказывает Виктор Трефилов. — Это было первое применение «мин» русскими войсками. Правда, работами руководил иностранный «военспец», немчин розмысл. Фактически это специально нанятый немецкий сапер.

Шли годы, и подземные войны вышли на новый уровень. В войсках появились службы прослушивания, которые выявляли направления подземных атак противника. А еще — примерное расстояние до вражеских тоннелей. Служба прослушивания использовала специальные приборы: например, сейсмостетоскопы и слуховые рожки.

— В ХХ веке тактику подземных войн стали применять уже партизаны. В частности, вьетнамские, — рассказывает Виктор Трефилов. — Широкую известность в 1960-х получила история 25-й пехотной дивизии США, размещенной близ деревни Ку Чи под Сайгоном. В ней начали происходить просто мистические вещи. По ночам в хорошо защищенном военном лагере начали пачками отстреливать офицеров. Никакие карательные рейды не помогли. Лишь спустя четыре месяца выяснилось, что ночами прямо посреди лагеря из подземных ходов появлялись вьетнамские повстанцы. Оказывается, на территорию выходили подземные ходы, выкопанные еще в начале ХХ века.

Территория влияния: как нам реализовать свои интересы в странах Центральной Азии

Тайный город

В Газе тоже есть огромный подземный город. По данным ХАМАС, общая протяженность тоннелей составляет около 500 километров. Это на 40 километров больше протяженности московского метро. Подземные ходы, кстати, палестинцы так и называют — «метро Газы».

— Согласно данным, обнародованным в свое время ЦАХАЛ, в подземных ходах есть склады с продуктами, водой, оружием и боеприпасами. Есть что-то вроде казарм для личного состава, где люди могут жить, — рассказывает Андрей Земцев. — Выходы на поверхность, как правило, возле дорог, чтобы быстрее передвигаться, а также в подвалах зданий. Кстати, сооружения строятся не абы как, а под руководством инженеров. И людей для строительства более чем достаточно: в Газе огромное количество безработных мужчин, и практически все люто ненавидят Израиль, загнавший их в гетто и там же убивающий. Эти люди готовы работать за еду. Что касается средств на строительство, то ХАМАС активно помогают мусульманские страны. У этого движения нет проблем ни с деньгами, ни с людьми, ни с оружием.

Как считает эксперт, Израиль будет вести борьбу с «подземными» повстанцами как минимум тремя методами.

— Первый — это выявление тоннелей и их затапливание. Конечно, вместе с людьми — Израиль церемониться не будет, — пояснил Земцев. — Второй метод — для тоннелей, которые затопить не удастся. Это химическое оружие. Будут травить газами. Третий метод — роботы. Дистанционно управляемые беспилотники-пулеметчики: ЦАХАЛ уже показывала, как они действуют. Но все это лишь теория.

Расстреливать танки — несложно

На практике же, как пояснил эксперт, подземных войн пока не ведется — Израиль пытается взять под контроль хотя бы наземную Газу.

— С этим у ЦАХАЛ серьезные проблемы. Я не знаю, кто учил израильскую армию так действовать, но она занимается самоубийством. Судя по роликам, распространяемым ХАМАС, боевая техника идет без поддержки пехоты. Если учесть, что Израиль панически боится потерь в живой силе, то, вероятно, ролики настоящие. Дальше происходит следующее. Боевик ХАМАС выскакивает из развалин и бросает под гусеницу танка гранату. Взрыв, танк обездвижен. После этого боец спокойно, чуть ли не почесываясь, подходит к подбитой технике с противотанковой ракетой и стреляет почти в упор. Все. Танк подбит, экипаж погиб.

Как пояснил эксперт, ЦАХАЛ совершает и другую грубую ошибку — не рассредотачивает технику, а пускает ее колонной. В результате, когда один танк подбит и не может двигаться, остальные оказываются заперты: в условиях плотной городской застройки они физически не могут развернуться и становятся легкой мишенью.

— По сути дела ХАМАС использует так называемую тактику «балалайка», которую применяли чеченские боевики, когда федералы штурмовали Грозный. Тактика проста и крайне эффективна. По улице идет танковая колонна. Из слухового окна в подвале спокойно и безопасно боевик расстреливает из РПГ первый танк — бьет по гусеницам. Одновременно подбивается последний из следующих в колонне танков. Все, колонна заперта на узкой улице. С ней можно делать все что угодно, почти ничем не рискуя.

Еще в 1995-м «балалайка» — название, кстати, придумали сами боевики — погубила сотни наших танкистов и много бронемашин. Почему ЦАХАЛ ничему не научился на нашем горьком опыте? — рассуждает Андрей Земцев. — Возможно, израильтяне как обычно решили, что они тут самые умные, а палестинцы — «дикари в тапочках». Ну вот сейчас за свою самонадеянность и получают. С каждым километром продвижения потери будут расти.

«Убить и уйти»

По мнению Андрея Земцева, ХАМАС и дальше будет использовать старый партизанский принцип «убить и уйти», не ввязываясь в бой.

— Вспомните, как ХАМАС действовало 7–9 октября. Они проникли на территорию Израиля на нескольких сотнях джипов и, рассекая на них, устраивали террор. В силу высокой маневренности их было физически невозможно ни запереть в одном месте, ни дать им бой: выстрелили, убили, уехали, — рассказывает эксперт. — В условиях Газы это значительно сложнее, потому что Израиль к такой тактике готов и контролирует небо с воздуха. Как только появятся джипы с боевиками, их начнут уничтожать с помощью беспилотников и вертолетов: небо ЦАХАЛ контролирует полностью. Но теперь роль маневренных джипов играют, как ни странно, подземные ходы, позволяющие боевикам появляться в самых неожиданных местах, стрелять, уничтожая живую силу и технику, и тут же быстро исчезать, не вступая в долгий бой, в котором нет шансов.

Максим Шеповаленко, замдиректора Центра анализа стратегий и технологий, считает, что войну, которую сейчас ведет ЦАХАЛ, выиграть крайне сложно.

— Во-первых, обстрелы и бомбардировки Газы не только разрушают строения, но и с помощью развалин создают своего рода панцирь над входами в тоннели. Обнаружить их теперь станет сложнее, — пояснил эксперт. — Во-вторых, чтобы сделать разбомбленные улицы доступными для бронетехники, ЦАХАЛ будет необходимо разгрести завалы. А значит, нужна инженерная техника, которую еще надо найти, причем в большом количестве. Но как только она на улицах появится, то ее тут же будут расстреливать из гранатометов.

В результате, по мнению эксперта, ЦАХАЛ в Газе окончательно увязнет. Война для нее сведется к плотному контактному бою штурмовой пехоты.

— У палестинцев тут преимущество. Во-первых, они куда лучше знают местность. Во-вторых, могут в любое время появляться из подземных ходов и наносить неожиданные удары с разных направлений, причем в любое удобное для себя время, — пояснил эксперт. — При этом надо понимать, что Израиль последний раз воевал в 2006 году в Южном Ливане. Опыта городских боев у большинства военнослужащих нет.

Плюс большая часть пехоты — призывники мобилизованные. Им будет сложно сражаться с бойцами ХАМАС, которые серьезно мотивированы, плюс имеют куда больший опыт — они воюют уже очень давно.

Время играет против

Григорий Савельев резюмирует:

— Время играет против Израиля. Если он начнет буквально стирать Газу в пыль, убивая миллионы палестинцев, против него наверняка выступит весь арабский мир. Если будет долго возиться с наземной операцией (а так, скорее всего, и случится), подорвет свою экономику. 500-тысячная армия для 9-миллионной страны — это просто разорение: некому работать, некому пополнять бюджет. Да тут еще и Штаты давят: давайте миритесь как-то с арабами. Да, мы вас поддерживаем, но со всем Ближним Востоком воевать не хотим. Третий момент: растет число погибших палестинцев, и чем оно выше, тем меньше шансов помириться с арабским миром. Израиль сейчас в тупике. Все варианты, из которых он готов выбирать, либо плохие, либо очень плохие.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Едва придя к власти в секторе Газа, движение ХАМАС сразу начало строить сеть капитальных подземных сооружений, связанных между собой плотной сетью тоннелей и галерей, ведущих к многочисленным выходам в жилые кварталы Газы. Эта подземная инфраструктура считается одной из самых совершенных в мире, поскольку хорошо оборудована: электрифицирована и возведена с применением железобетонных конструкций. Иными словами, тоннели имеют бетонные стены, пол и потолок, в них есть свет и возможность пользоваться электроприборами. Сейчас, по данным разведки Израиля, под границами с еврейским государством и Египтом у ХАМАС есть около 800 тоннелей, используемых в основном для контрабанды. При этом только обслуживанием контрабандных потоков в секторе Газа занимаются около 20 тысяч человек.

В ТЕМУ

Пытаясь бороться с «подземными партизанами» во Вьетнаме, американцы «выкуривали» их ядовитыми газами. Но это не помогло: сложная система водяных пробок и герметичных люков, разделявших подземные уровни, надежно защищала основные тоннели от газовой атаки. Тогда американцы решили спускаться внутрь. Для этого они натренировали специальное подразделение «тоннельных крыс» — щуплых, но храбрых солдат, оснащенных налобными фонарями, проволочными телефонами и даже пистолетами с лазерными прицелами. Партизаны встретили «крыс» минными ловушками и засадами.

В итоге из-под вьетнамской земли выбралась живыми только половина спустившихся. В конце концов подземный город удалось разбомбить с воздуха, поскольку он был неглубоким — всего пять метров. С Газой так не получится.