Время "Воина-волка". Корреспондент "РГ" передает с Dubai Airshow-2023

В Дубаи под +35, полчаса на солнце - и рискуешь получить тепловой удар. Тем не менее, демонстрационные площадки аэропорта Аль-Мактум, где проходит Dubai Airshow-2023, полны народа.

Время "Воина-волка". Корреспондент "РГ" передает с Dubai Airshow-2023
© Российская Газета

Когда плавится земля

Честно говоря, я до конца не понял: попасть сюда могут лишь специалисты отрасли, военные и журналисты, это специально оговорено в "Правилах посещения". Цена билета немаленькая - 99,75 долл. А яблоку, точнее финику, упасть негде. Кто все эти люди?

При этом все организовано отлично. Продуманы вопросы, как добраться, - вежливые полицейские под каждой пальмой. На переходах типа "зебра" дежурят люди в салатовых жилетах, по одному с каждой стороны, на ту сторону чуть не за ручку переведут. На самой территории выставки обычные машины запрещены, только маленькие электрические. Их тут сотни.

Мусульманская страна, но есть кафешки, подальше от глаз людских, где продают пиво (правда, за безнал). При этом строгий дресс-код, никаких мини -юбок и шорт, только деловая или национальная одежда. Тем, кто вынужден "по работе" целый день париться в темном костюме и галстуке (а таких полно), остается сочувствовать.

Wi-Fi на территории иногда "тормозит" - для нас, привыкших дома к другим скоростям, несколько непривычно. Но, как заметил один из коллег, "чай не Москва".

Русская речь встречается часто. На русском говорят гости из Азербайджана, Узбекистана, некоторые местные. Украинцев с их жовто-блакитными флагами я не видел.

Бросается в глаза большое присутствие США - и разных самолётов-вертолетов "в натуре" на выставочной площадке, и макетов на стендах. Рекламируют и свои ракетные системы HIMАRS, которые поставляют Украине. Выставили и мечту Киева - истребитель F-16. На досуге американские летчики приходили смотреть на наши вертолеты. Те, кто оказался свидетелем, говорят, что парни любознательные и приветливые.

F-16, который так ждут на Украине. Фото: Игорь Черняк/ РГ

Полеты на выставке - с 14.00. Все летают просто здорово - и европейцы, и американцы, и азиаты. Наши "Витязи" - как всегда эффектны: целая серия фигур высшего пилотажа. Лично меня каждый раз особенно напрягает момент, когда два истребителя на дикой скорости несутся навстречу другу, и уже сердце обрывается - кажется, сейчас столкнутся. Но в последний момент они каким-то чудом проскальзывают мимо друг друга, и у зрителей на земле вздох облегчения. В общем, это надо смотреть.

"Орлан", "Юнкер" и "Тандем"

О самых интересных российских экспонатах выставки в "РГ" было рассказано много. Добавлю еще несколько.

Четыре парашютные системы. "Дальнолет". Выставлена рядом с Ил-76МД-90А, разработана для десантирования с высоты до 8 км. При этом дальность полета при таком прыжке при попутном ветре может достигать 60 км. Особенность "Дальнолета" в том, что на парашюте есть "сиденье", чтобы бойцу было максимально удобно. Система "Беркут 2" позволяет закреплять на парашюте контейнеры с оборудованием весом до 50 кг и десантироваться как в одиночку, так и группой. Парашют "Тандем-400" предназначен для двух человек, им можно пользоваться при тренировочных полетах, которые инструктор выполняет с учеником. А особенность системы "Юнкер-ДГ-250" - использование ГЛОНАСС, что позволяет приземлиться в заданной точке с отклонением до 100 метров.

Парашютные системы выставлены рядом с Ил-76МД-90А. Фото: Игорь Черняк/ РГ

Беспилотник вертолетного типа БАС-200, также представленный в нашей экспозиции, способен вертикально взлетать с любого места - с неподготовленных площадок в труднодоступной местности и даже с транспорта. Для посадки тоже не надо специально оборудованного пространства. Может использоваться для перевозок грузов (до 50 кг) и геологоразведки, в том числе в труднодоступных регионах Арктики, поиска новых нефтяных и газовых месторождений. Пилотный проект для БАС-200 - доставка посылок совместно с Почтой России на Чукотке.

БАС-200 - вертолет-беспилотник, помогающий почтальонам Чукотки. Фото: Игорь Черняк/ РГ

Рядом выставлен другой беспилотник, но уже не столь безобидный - "Орлан-30". Применялся в Сирии и на Украине. Предназначен для разведки и корректировки наведения на цель авиации и артиллерии (в том числе снарядов "Краснополь"). Может нести аппаратуру массой до 12 кг, летать на высотах до 4,5 км и находиться в воздухе до 8 часов. Радиус действия по каналу связи - 120 км.

Орлан-30: корректировщик авиации и артиллерии. Фото: Игорь Черняк/ РГ

Антидроны и аэротакси

Назовем также некоторые из тысяч зарубежных экспонатов Dubai Airshow из самых разных областей, которые привлекают внимание публики.

Расположившийся в самом конце летного поля электрический аппарат вертикального взлета и посадки (eVTOL) AutoFlight (китайская компания с представительством в Германии). При разработке этого чуда техники применена технология, которая, как утверждают некоторые эксперты, изменит наш мир. На одной батарее электролет может перевезти четырех человек на расстояние 250 км. Претендует на роль первого в мире воздушного такси.

Autoflight - претендент на первое в мире воздушное такси. Фото: Игорь Черняк/ РГ

Его конкурент, немецкий Lilium Jet, представил беспилотный eVTOL, который заряжается за несколько часов от стандартной электрической розетки 240 В. Имеет большой багажник и автоматически складывающиеся крылья. Разработчики утверждают, что в течение 10 лет такие машины станут преобладающими. Увы, на выставке выставили хоть и впечатляющий, но лишь прототип.

Lilium Jet - заряжается от обычной розетки за несколько часов. Фото: Игорь Черняк/ РГ

Маsari Сevo mobility - южнокорейская компания, строящая в ОАЭ завод по производству мини-электромобилей широкого спектра - полицейских, медицинских, военных, пожарных. Время зарядки батарейки - 4 часа, максимальная скорость - 80 км/ч. Планируется с 2025 года выпускать до 20 тыс. таких весьма симпатичных двух- и четырехместных машинок в год.

Masari Cevo - машинка на батарейках для полицейских. Фото: Игорь Черняк/ РГ

Wolf Warrior (Воин-волк) NW-070. Система базируется на платформе четвероногого робота, который оснащен камерами и может быть вооружен различными видами оружия, включая винтовку, пистолет-пулемет и гранатомет. Воин-волк способен вести дневную и ночную разведку, определять местоположение целей и идентифицировать их, провести прицеливание и нанести удар. Обладает способностями к прохождению сложной местности - от песка и грязи до каменных нагромождений и лестниц. Заменяет бойцов для проникновения в здания и подвалы, поиска и уничтожения врагов, значительно снижая число потерь.

Wolf Warrior (Воин-волк) NW-070. Фото: Игорь Черняк/ РГ

Gulfstream G700 - самый быстрый и просторный бизнес-джет в мире. Дальность полета - 13 890 км при максимальной скорости 1100 км/ч. Произведен в США, вмещает до 19 пассажиров. Салон разделен на 5 жилых зон, включая спальню с душевой и спа-кабиной, конференц-зал и столовую. На борту предлагается целый ряд услуг, самая совершенная из которых - система освещения, синхронизирующаяся с биологическими ритмами человека. Эта технология воссоздает восход и закат солнца с помощью тысяч белых и янтарных светодиодов, мягко переводя пассажиров в новые часовые пояса и снижая физическое воздействие путешествия по всему миру на организм человека.

Гольфстрим-700 - мечта олигарха. Фото: Игорь Черняк/ РГ

QX-3 с четырьмя бомбами. Фото: Игорь Черняк/ РГ

Эмиратские БПЛА QX-1 и QX-3 концерна EDGE. По своей конструкции аппараты серии QX являются квадрокоптерами или мультикоптерами и предназначены для поддержки оперативно-тактических подразделений, обеспечивая возможность точного поражения целей. Самый легкий аппарат серии, QX-1, представляет собой барражирующий квадрокоптер-камикадзе со встроенной боевой частью массой 0,5 кг, по команде приводящий боеприпас в действие. Более крупногабаритный БПЛА QX-3 служит для сброса авиабомб на позиции противника и может нести четыре управляемых боеприпаса массой 1,5 кг.

Антидроновые американо-австралийские ружья DroneShield, способные заставлять беспилотники по приказу оператора садиться на землю в целости и сохранности, не причиняя ущерба. В то же время после обезвреживания БПЛА могут использоваться уже против неприятеля. Особенно эффектно выглядит Gun Tactical - антидрон-пушка, предназначенный для работы двумя руками и поражения на больших дистанциях.

Антидрон-пушка Gun Tactical. Фото: Игорь Черняк/ РГ

Многоразовые космические самолеты серии Hello (Канада). Производитель ставит целью стать самой дешевой компанией по транспортировке грузов в любую точку космоса, включая Лунную миссию. Для чего и разработаны четыре самолета с горизонтальным взлетом и посадкой со скоростью 5-8 Маха. На стенде представлена масштабная модель гиперзвукового Hello-1. Конструкторы также сообщили, что от названия "Секс-бомба" для другого своего проекта они отказались, дабы не шокировать клиентов.

Hello-1 - космический самолет-беспилотник. Фото: Игорь Черняк/ РГ

Туристический Cirrus Aircraft SR22 - одномоторный четырех- или пятиместный самолет, планер которого изготовлен из пластика (композитов). Это самый продаваемый в мире самолет авиации общего назначения, который находится в серийном производстве (30% мирового производства самолетов этого типа).

Оснащен парашютной системой спасения пилота, пассажиров и воздушного судна, из-за чего получил прозвище "самолет с парашютом".

Cirrus Aircraft SR22. Фото: Игорь Черняк / РГ