Встать на якорь: Курсанты мариупольской мореходки остались без учебных кораблей

Город стоит на побережье Азовского моря, и где, как не здесь, готовить настоящих моряков? Их здесь и готовили. С 1996-го года мариупольская мореходка - единственный вуз на юго-востоке Украины, где растили квалифицированных специалистов морских судов - штурманов и механиков. Была филиалом Одесской морской академии, нынешние же курсанты зачислены в Севастопольский государственный университет.

Встать на якорь: Курсанты мариупольской мореходки остались без учебных кораблей
© Российская Газета

Сегодня морской институт стоит без окон и дверей. Украинские националисты открыли огонь по нему и по мирным жителям - из всех орудий. На улице Черноморской шли самые ожесточенные сухопутные бои.

И вот Мариуполь уже не узнать, весь город превратился в большую стройку. Выросли белоснежные здания, новые детские сады - целые жилые кварталы. Рядом с мореходкой сияет свежей побелкой средняя школа. И только сам морской институт остается полуразрушенным. Ремонт учебных корпусов и аудиторий не продвинулся ни на один квадратный метр.

Крышу снарядом снесло

Выбитые стекла режут подошву на обуви и ноги первокурсников. Разрушенный украинскими националистами учебный корпус института своим видом пугает. Крышу у здания снесло, а в кирпичной кладке застряли осколки от снарядов. Осенний ветер дует в сквозные отверстия от них. И в разбитые окна классов - учебных и компьютерных. Парты и компьютеры так и лежат на боку. Кондиционеры на шлангах и трубках висят, вот-вот рухнут с фасада. Студентам на голову сыпется штукатурка.

- Детей нужно учить, но как? В таких условиях невозможно, - говорит директор морского института Владимир Литвиненко.

Тем не менее набор студентов состоялся. Второй год подряд учебный процесс проходит практически в руинах. От бессилия и отчаяния директор мореходки бьет в корабельную рынду - судовой колокол. С такой силой, что звон раздается в ушах и на всю округу. Его слышно даже в порту.

Директор мариупольской мореходки Владимир Литвиненко от бессилия и отчаяния бьет в корабельную рынду. Фото: Анна Ковалева / РГ

У разбитого корабля, как у разбитого корыта

Во время морской практики курсанты перенимают опыт других членов команды, учатся у старших по званию, как вести себя в разных ситуациях и погодных условиях на корабле. И знакомятся с устройством судна. Так было раньше, когда мариупольский морской институт использовал для учебных целей буксир-тягач "Механик Пономаренко". Мариуполь - порт его последней приписки. Тут он и пришвартован, поломанный и разграбленный. Ржавеет и качается на волнах. Учебное судно на плаву, но не на ходу. "Механик Пономаренко" не тонет, но от берега отплыть не может - двигатель заклинило.

Второе судно морского института - учебно-спасательное, но, увы, уже никого не спасет. Оно стоит на суше и в бурьяне по пояс. Алюминиевая обшивка пробита и восстановлению не подлежит.

Рядом лежит перевернутое судно, сделанное из другого материала - стекловолокна. Постучим по нему. Слышите? Глухой звук. Бревна под ним и якорем сгнили. Курсанты стоят у разбитого корабля, как у разбитого корыта.

Учатся не за партой, а в общежитии

Рассвет над морем - это так красиво. Золотые погоны курсантов блестят в лучах восходящего солнца. Каждое утро 70 студентов мариупольской мореходки принимают присягу - торжественно клянутся на верность своему институту. Учебные занятия начинаются с обязательного построения и поднятия флага. Звучит гимн России.

Но на лекции ребята идут не в здание института, а в общежитие. Пока учебные корпуса разбиты, приходится заниматься здесь. Под землей, где свет тусклый и воздух затхлый витает. Мы вместе с курсантами и преподавателями спускаемся в полуподвальное помещение.

Фото: Анна Ковалева / РГ

Общежитие морского института рассчитано на 150 койко-мест. Свет, вода и отопление есть.

Дневное отделение. Отличники тянут руки. Сильные, смелые будущие моряки - профессия для настоящих мужчин, овеянная романтикой. И среди них есть девушки: одна мечтает стать капитаном дальнего плавания, другая - экономистом. Обе красавицы и очень старательные.

- Курсанты хотят знать историю своей страны и историю флота России, - говорит библиотекарь морского института Инна Мосиева.

В ходе боевых действий библиотека не пострадала, но уже давно устарела. В библиотечном фонде в основном художественная литература. Но курсантам нужна специализированная, техническая литература - на русском языке. В библиотеке не было и нет учебников по истории России, о чем беспокоится весь преподавательский состав института.

Заместитель директора по воспитательной работе Николай Борщовецкий поднимает с пола тяжелое оборудование: маски и кислородные баллоны. Капитан по званию, по призванию - педагог. Преподает и несет тяжелое бремя хозяйственной деятельности университета. И директор мариупольской мореходки Владимир Литвиненко, занимаясь сложной административной работой, параллельно читает лекции курсантам. Теоретическую механику, термодинамику и теорию о двигателях внутреннего сгорания. Старший преподаватель мариупольской мореходки получает зарплату 35 000 рублей, доцент - 60 000.

И курсанты морского института каждый месяц получают стипендию - 2500 рублей. Столовой в общежитии нет, студенты питаются булочками и всухомятку. Но по студенческому билету и для всех мариупольцев проезд в общественном транспорте бесплатный.

Заместитель директора по воспитательной работе Николай Борщовецкий. Капитан по званию, по призванию - педагог. Фото: Анна Ковалева / РГ

Надежда и вера в будущее

В другие учебные заведения в новых регионах приходит гуманитарная помощь, а в морской институт - только проверяющие органы. МЧС, СЭС, пожарные службы. Выписывают предписания, что учебные аудитории не соответствуют требованиям пожарной безопасности. Где-то труба не заштукатурена, или дверной проем на пять сантиметров меньше положенного.

Директор мореходки надеется восстановить легендарный вуз. Он не привык сдаваться, ведь другого пути нет - ни сухопутного, ни морского. Когда же начнется капитальный ремонт института - единственного учебного заведения на освобожденных территориях, где скоро вырастет первое поколение русских моряков?

Хочется верить, что преобразование мариупольского морского института в будущем войдет в историю развития России. И учебное судно "Механик Пономаренко" еще поплывет по волнам теперь уже нашего Азовского моря. С нашими курсантами из новых регионов на борту.