Войти в почту

Национальной ассоциации офицеров запаса "Мегапир" - 30 лет

Возраст определяется не числом прожитых лет, а количеством совершенных дел, утверждают философы. С такого вопроса мы и начинаем разговор с доктором философских наук, академиком Академии военных наук, полковником запаса Александром Каньшиным, в течение 30 лет возглавляющим Национальную ассоциацию офицеров запаса "Мегапир".

Национальной ассоциации офицеров запаса "Мегапир" - 30 лет
© Российская Газета

Александр Николаевич, "Мегапир" три десятилетия идет нога в ногу с нашей страной и армией. Какие из событий и дел особенно запомнились?

Александр Каньшин: Их было много. В разные годы на первый план выходили разные проблемы, но все они связаны с нашей безопасностью, состоянием армии и ее боеспособностью. Ведь мы - офицеры и всегда жили заботами страны и ее защитников. Не случайно основные направления нашей работы в войсках возглавили видные военачальники - Маршал Советского Союза Д.Т. Язов, бывший начальник Главпура, генерал армии А.Д. Лизичев, маршал артиллерии В.М. Михалкин и другие ветераны, вошедшие в состав "Мегапира".

Почему - "Мегапир"?

Александр Каньшин: Тогда, 30 лет назад, объединилась группа уволенных офицеров. Объединили, собственно, лишь свои руки, из всех "богатств" были одни подержанные "Жигули". Их и записали в качестве "стартового капитала". Для регистрации ООО требовалось название. Выбрали "Мегапир" - жаропрочный сплав, сродни офицерскому характеру, стойкий и несгибаемый.

Сейчас наше офицерское сообщество имеет статус Национальной ассоциации офицеров запаса, Офицерское собрание объединяет более 60 тысяч офицеров запаса, представительства "Мегапира" открыты во многих субъектах Федерации и военных округах.

Как удалось организации, начавшей с нуля, не только выстоять, но и развернуться на всю страну?

Александр Каньшин: Мы с самого начала поставили цель: будем помогать тем, кому плохо, кто остался один-на-один с бедой. Как только смогли, назначили стипендии детям, чьи отцы погибли на кавказской и других войнах, платим их по сей день до совершеннолетия, а если дети учатся, то до окончания вуза либо колледжа. Потом создали форум "Достижения молодых" и поддерживаем его стипендиатов, это молодые ученые, будущие звезды искусства и культуры. Помогаем ветеранам, шефствуем над Домом инвалидов и Домом ребенка. И как-то так жизнь сама повела нас за собой. Наверное, не зря говорят, что чем больше отдаешь, тем больше возвращается.

На любые добрые дела нужны деньги. Вы получаете дотации из бюджета?

Александр Каньшин: За все годы мы не заняли у государства ни рубля, напротив, сами платим в бюджет уже миллиардные налоги. "Мегапир" сегодня - многопрофильная корпорация, включающая экономический, социальный и аналитический блоки, предприятия, торговые сети, фонды и другие структуры, с многомиллиардным годовым оборотом.

Строители "Мегапира" прославились во время борьбы с пандемией ковида.

Александр Каньшин: Это был особый госзаказ, буквально за месяцы мы возвели многофункциональные медицинские центры в Смоленске, Пскове, Дагестане. За геройский труд 10 наших специалистов получили высокие награды из рук главы государства, сотни человек были удостоены различных отличий. Строим также полевые госпитали, жилые дома, офисы, служебные помещения, в том числе по госзаказу. Это дает нам возможность развивать общественно значимые проекты.

Цель любого коммерческого предприятия - доход, а не благотворительность...

Александр Каньшин: В этом и есть главное наше отличие - мы не занимаемся благотворительностью. Суть, смысл или идея, как хотите, но сущность всей нашей работы - в праведности жизни. Мы зарабатываем не ради того, чтобы строить для себя дворцы, яхты, другие роскошества, а пускаем доходы на социальные, образовательные, воспитательные, экологические и другие проекты - для всех. Это же наша страна.

Все ли понимают эту особенность вашей корпорации, особенно властные чиновники?

Александр Каньшин: Люди есть люди, кто-то относится с участием и готовностью помочь, а кто-то смотрит как на потенциальную добычу: нельзя ли отщипнуть от нее? Но офицеры умеют держать удар, за нами - правда.

Вы возглавляли благотворительный фонд "Воскресение" при строительстве Главного военного храма. Храм вышел на славу, а что с фондом?

Александр Каньшин: Фонд собрал и направил на финансирование строительства около шести с половиной миллиардов рублей, включая затраты на художественное оформление интерьера и внешней отделки храма. На себя не тратили ни копейки, экономисты, юристы и эксперты "Мегапира" все это время работали как волонтеры, за счет чего удалось добиться существенной экономии. Деньги на счет фонда продолжали поступать и после возведения храма, было решено создать на его базе Фонд защиты. - "Мегапир" построил также часовни и памятники в местах былых сражений. Какие особенно памятны? Александр Кашьшин: Памятник героям-курсантам, сложившим головы в битве за Кавказ, памятник первой медсестре Даше Севастопольской в Красногорском военном госпитале, где сейчас проходят лечение раненые герои Специальной военной операции. Все помнятся…

Мы зарабатываем не ради того, чтобы строить для себя дворцы, яхты, а пускаем доходы на социальные, образовательные и другие проекты - для всех

Вы входите в Общественную палату РФ уже пятого созыва, возглавляли Комиссию по безопасности, семь лет - зампредседателя Общественного совета при Минобороны. Что изменилось за эти годы?

Александр Каньшин: Армия стала иной, вырос ее авторитет в глазах народа и реальная боевая мощь. Уже нет нужды помогать частям топливом, оплачивать боевые стрельбы. Сейчас наши главные усилия перенесены в область патриотического, духовно-нравственного воспитания воинов и будущих защитников, это емкая и содержательная программа. Возрождено детско-юношеское патриотическое движение "Юнармия", более 40 тысяч ребят находятся на попечении непосредственно "Мегапира".

В свое время вы создали международную организацию офицеров запаса и резерва. Она жива?

Александр Каньшин: Почти 15 лет назад "Мегапир" стал фундаментом Международной конфедерации генералов, адмиралов и офицеров резерва, куда вошли резервисты армий 27 стран Европы, Азии и Ближнего Востока. В связи с сегодняшними реалиями сотрудничать стало сложнее. Тем не менее, МК жива и продолжает работать, зарубежные резервисты нам доверяют.

Кого из коллег "Мегапира" вы бы особо отметили в день юбилея?

Александр Каньшин: Нашей гордостью стали знаменитые актеры Василий Лановой и Михаил Ульянов, воплотившие на экране бессмертные образы офицера, чья профессия - Родину защищать и маршала Жукова. Высший совет форума "Общественное признание" возглавляет ученый с мировым именем, академик Евгений Велихов, в Экспертный совет входят Генеральный инспектор Минобороны, ранее член Совета безопасности и начальник Генштаба генерал армии Ю.Н. Балуевский, бывшие замначальника Генштаба генерал-полковник Ю.Д. Букреев и начальник Ракетных войск и артиллерии генерал-полковник Ю.М. Зарицкий, другие видные военачальники. Военно-философское общество во главе с доктором наук, генералом С.А. Тюшкевичем противостоит попыткам исказить правду о Великой Отечественной войне и принизить роль нашей страны в Великой Победе. Практически весь сегодняшний состав корпорации заслуживает доброго слова.

Руководить большой, многопрофильной корпорацией очень непросто. У вас сложился свой подход в оценке приоритетных задач, людей и принимаемых решений?

Александр Каньшин: Такой опыт дала служба в армии. Я научился оценивать и ценить людей по их трудолюбию и личным способностям, а также по умению реализовать свои таланты на практике. Любой проект, пусть он выглядит перспективным и привлекательным, должен быть просчитан, выверен и оценен с точки зрения его пользы и реальности. Так и с людьми: не рассказывай о своих дарованиях, а докажи, что умеешь. Жизнь показала, такой стандарт оправдывает себя. От редакции. Редакцию "Российской газеты" связывает многолетняя творческая дружба с неординарной, нацеленной на социальную поддержку людей и развитие страны корпорацией "Мегапир". Горячо поздравляем дружный коллектив и его руководителей с 30-летием плодотворной деятельности!