Непробиваемая броня. Как в России создают самые надежные и эффективные боевые машины в мире
Один из самых канонических образов, связанных с Российской армией, — пересекающая горный или лесной пейзаж бронированная машина, на кузове которой восседает десантник. БТР, БМП и десантные БМД, проверенные боями в Афганистане, Чечне, Сирии и на Украине, стали настоящим символом мощи и славы российских войск. В рамках проекта «Оружие России: на страже Родины» рассказываем о победах российских боевых машин, истории их создания и разработках будущего.
Молниеносный бросок
В ночь на 12 июня 1999 года конвой из 200 российских десантников на 15 бронетранспортерах и 35 грузовиках «Урал» выдвинулся с базы недалеко от боснийского города Углевик в сторону границы. Российским миротворцам было поручено тайно войти в соседнюю Сербию и занять аэропорт Слатина в Северном Косово.
Момент для этого марша был критический: в Сербию как раз планировали перебросить свои подразделения страны НАТО. Аэропорт имел ключевое значение для региона и всех сил, участвовавших в урегулировании югославского конфликта. Только в Слатине были две взлетно-посадочные полосы длиной 2500 метров каждая, способные принимать крупные самолеты.
Важнейшей задачей российских десантников было не допустить взятия аэропорта косовскими сепаратистами — а значит, и поддерживавшими их западными военными. ВДВ успешно справились с задачей и всего за несколько часов прошли более 600 километров. Зайдя в Сербию, они развернули российские флаги, и местное население высыпало на улицы с цветами и подарками для бойцов проходившей через их города колонны.
Утром 12 июня российский батальон достиг аэропорта, где занял круговую оборону. Вскоре на горизонте показалась бронетехника с британскими военными, перед которыми поставили ту же задачу — занять аэропорт Слатина. Россияне опередили их на пару часов.
Армия Югославии с удовольствием отомстила бы агрессорам и за жертвы, и за поруганную честь. Да еще в братском союзе с русскими Леонид Ивашов
По словам очевидцев, в тот день мир стоял на грани большой войны. Направившись в сторону российских блокпостов, британская колонна наткнулась на десантников с гранатометами. А навстречу британским вертолетам, безуспешно пытавшимся совершить посадку в районе аэропорта, выехал БТР-80.
В итоге англичане были вынуждены отступить, несмотря на приказ американского командования занять Слатину.
«Перед нами заняли позиции 200 русских. Они настроены враждебно и держат нас под прицелом, а нам было приказано продвинуться до аэродрома и взять его под контроль», — Джеймс Блант.
По его словам, ситуация могла привести к третьей мировой войне, которую никто не хотел начинать.
В операции российских сил Юнус-Бек Евкуров, бывший глава Республики Ингушетия, сейчас — заместитель министра обороны России. В 1999 году он командовал 18 российскими спецназовцами, прибывшими в Приштину оценить ситуацию перед броском десанта ВДВ.
Тот момент, когда ты вроде бы и имеешь моральное право уйти, но при этом знаешь, что к аэропорту уже выдвинулся британский батальон, бронеколонна. То есть стоит выбор: оставить позиции тем же бандитам и в дальнейшем англичанам либо все-таки дождаться своих. В таком подвешенном состоянии действуешь уже по интуиции: сам принимаешь решение, и от него зависит дальнейший ход истории Юнус-Бек Евкуров
Взятие под контроль аэропорта в Приштине не только продемонстрировало силу российского оружия, но и сохранило жизнь тысячам мирных сербов. Именно благодаря косовской операции удалось избежать дальнейшей оккупации Сербии западными военными. Российские десантники на БТР остановили продвижение контингента НАТО вглубь страны, тем самым сохранив ее независимость и зафиксировав границы. Кадры с российскими спецназовцами на броне машин, пересекающих Балканы, разошлись по всем СМИ планеты и стали символом решительной и успешной операции.
«Добрый советский БТР»
Югославский марш был бы невозможен без БТР — бронированных машин, предназначенных для перевозки личного состава и эвакуации раненых. Огневая поддержка пехоты — лишь дополнительная задача бронетранспортера.
О создании БТР в Советском Союзе впервые задумались после Великой Отечественной войны. Охвативший огромную территорию конфликт показал, насколько необходим бронированный транспорт для переброски солдат на большие расстояния.
Первым серийным советским бронетранспортером стал легкий БТР-40, созданный в 1947 году на базе грузовика ГАЗ-63. Серийное производство машины началось в 1950 году. Она быстро завоевала популярность в армии благодаря своей простоте и надежности.
Рассчитанный на перевозку восьми десантников и двух членов экипажа БТР не имел крыши и вооружался одним станковым пулеметом. В армии его использовали и для перевозки бойцов, и для разведки, а также в качестве штабной машины, тягача для артиллерийских систем и машины для пулеметной установки. Всего было построено около 8,5 тысячи единиц БТР-40. Часть из них пошла на экспорт — в 18 стран.
Примерно в то же время появился средний БТР-152, созданный на базе грузовика повышенной проходимости ЗИС-151 и перевозивший до 17 мотострелков. Первую проверку боем БТР-152 прошли в Венгрии в 1956 году.
Хотя бронетранспортеры успешно решили поставленную перед ними задачу — безопасно доставить бойцов до места назначения, без неприятностей не обошлось. В ходе городских боев выяснилось, что машины уязвимы к коктейлям Молотова и самодельным зажигательным бомбам, которые венгры бросали с крыш и верхних этажей зданий. Это означало, что новые БТР-152 необходимо было выпускать с закрытой бронированной верхней частью, люками для экипажа и бойницами для стрельбы и наблюдения за окружающей обстановкой. Соответствующие модификации были созданы в течение года. Союзники СССР поспешили обзавестись ими вслед за Советской армией.
Всего было произведено около 12,5 тысячи единиц БТР-152, они были приняты на вооружение в 30 странах. Любопытный факт: в ходе арабо-израильских войн израильтяне захватили у египтян большое количество БТР-152 и подвергли машины своеобразному тюнингу. Бронетранспортеры получили американские дизельные двигатели, новые пушки и средства связи и именно в такой модификации стали использоваться в израильской армии.
Несмотря на популярность БТР-40 и БТР-152, уже в 1950-х годах стало понятно, что они недостаточно хороши на пересеченной местности. По этой причине в 1960 году было запущено производство четырехосного полноприводного бронетранспортера БТР-60, способного перевозить 14 мотострелков.
По проходимости машина была сопоставима с танком. Она могла преодолевать водные преграды, окопы и рвы шириной до двух метров
Это стало возможным благодаря двум двигателям, каждый из которых приводил в движение свою пару мостов. В случае поломки одного из двигателей всегда оставался рабочим другой. Было произведено более десяти тысяч единиц БТР-60 различных модификаций, включая версию БТР-60ПБ на случай ядерной войны.
Значительным апгрейдом по сравнению с БТР-60 стал БТР-70, серийное производство которого началось в 1976 году. Новая машина получила полностью герметичный корпус из стальных броневых листов. Основным вооружением БТР-70 стал 14,5-миллиметровый крупнокалиберный пулемет с прицельной дальностью стрельбы до двух километров. Бронетранспортер также был оборудован современными приборами ночного видения и средствами связи.
На воде БТР-70 мог передвигаться со скоростью до 12 километров в час, а запаса топлива ему хватало на 12 часов. Машина до сих пор эксплуатируется во многих странах мира и принимает участие в нескольких современных конфликтах — в частности, в СВО на Украине.
Во время войны в Афганистане основной боевой машиной Советской армии стал БТР-60, так как свежие БТР-70 отправляли в первую очередь группе войск, располагавшейся в Германии. Однако БТР не был готов к суровым местным условиям: из-за жары его двигатели теряли мощность и часто перегревались. К тому же бронетранспортер не подходил для боев в горах — из-за малого угла возвышения орудий он не мог обстреливать цели, расположенные на склонах. Но машина все равно исправно выполняла свою главную задачу — защищать и быстро доставлять солдат в точку назначения.
Добрый советский БТР, сколько жизней человеческих ты спас! Второе левое колесо оторвано так, словно его никогда и не было, бронированный борт завернуло на 90 градусов вверх. А мы все живы! Спасибо конструктору, который придумал эту замечательную машину. Все остальные события дня будничны и просты. Главное на сегодня — что жив сам и живы подчиненные. Правда, уши заложило так, что почти ничего не слышу. В остальном чувствую себя здоровым Михаил Пашкевич
Опыт Афганской войны показал, что бронетранспортерам нужна модернизация. Так свет увидел БТР-80. В первую очередь конструкторы отказались от двух карбюраторных двигателей в пользу одного дизельного. Также была усилена бронезащита, а конструкцию водометного движителя усовершенствовали: теперь он позволял машине перемещаться в заболоченной местности.
Как и другие бронетранспортеры, БТР-80 поставляли в десятки стран мира, где он эксплуатируется до сих пор. В некоторых государствах — в Румынии и Колумбии — было налажено собственное производство БТР-80, в других — например, в Венгрии — советские машины модифицировали исходя из потребностей покупателя. Так, венгерская BTR-80 SKJ представляла собой медицинскую бронемашину без вооружения, а BTR-80 MPAEJ использовалась для технического обслуживания и ремонтных работ.
«Стать для мотострелка родным домом»
Боевые машины пехоты, идейно близкие к бронетранспортерам, как правило, лучше вооружены и могут оказывать более мощную огневую поддержку. К тому же БМП обладают более серьезной защитой, хотя и уступают БТР в подвижности.
История боевых машин пехоты началась с гусеничных бронетранспортеров. Такие машины создавались на базе легких плавающих танков, от которых БМП отличало более мощное вооружение при меньшей скорости.
Но эти машины были слабо приспособлены для доставки мотострелков непосредственно на поле боя. Эту задачу советские инженеры впервые решили в середине 1960-х, разработав гусеничную боевую машину пехоты БМП-1. Она могла не только доставлять солдат на передовую, но и оказывать огневую поддержку танкам. Для этого БМП-1 оборудовали 73-миллиметровым гладкоствольным орудием 2А28 и 7,62-миллиметровым пулеметом Калашникова, противотанковыми управляемыми ракетами «Малютка» и переносным зенитно-ракетным комплексом «Стрела-2». В разных странах было произведено в общей сложности более 40 тысяч БМП-1 всех модификаций.
По воспоминаниям сотрудника главного бронетанкового управления ГБТУ Геннадия Пастернака, эти машины «должны были стать для мотострелка родным домом»:
Там дополнительные боеприпасы, сухие пайки, какая-то одежонка, личные вещички. Она должна не только высадить солдата, в том числе на ходу, но и подобрать его с поля боя, взять раненого, уметь поддержать его продвижение огнем, находясь за наступающими, и многое другое Геннадий Пастернак
БМП-1 хорошо показала себя в арабо-израильских войнах. В 1982 году взводу под руководством сирийского офицера Мазина Фаури удалось из орудия 2А28 уничтожить израильский танк М60А1. А затем в ходе того же сражения бойцы Фаури заметили катапультировавшихся летчиков израильского истребителя F-4 Phantom II и быстро подъехали на БМП-1 к месту их падения. Взятыми в плен пилотами оказались американцы, воевавшие на стороне Израиля.
Уже в начале 1980-х отечественные конструкторы создали БМП-2. У нее были укрупненная башня, где помещались командир и оператор-наводчик, и более мощное вооружение — 30-миллиметровая автоматическая пушка 2А42, которая до сих пор считается одной из лучших в своем классе.
На испытаниях в 1979 году снаряд этой пушки пробил стену, а последовавшая очередь обрушила ее окончательно. Не менее разрушительным оказался выстрел 2А42 и для танка: после попадания он был обездвижен
БМП-2 хорошо проявила себя в Афганистане. Участник Афганской войны Юрий Радов вспоминает, как после учебной части он, механик-водитель БМП-2, попал в 173-е отдельное подразделение специального назначения ВДВ. Оно располагалось в районе афганского города Баграм, в 80 километрах от границы с Пакистаном. В задачи подразделения Радова входил перехват вражеских караванов, которые шли в Афганистан нагруженные оружием, а назад зачастую возвращались с грузом наркотиков. По словам механика, духи были неплохо вооружены, а консультировали их советники из США.
«Одного из таких пришлось транспортировать в БМП. Что до пленных боевиков, то их было не так много. В плен ни они, ни мы попадать не хотели — бои шли жестокие, но все же нескольких пленных духов видел. Вели они себя очень хладнокровно, хотя иногда это объяснялось наркотическим опьянением. Помню, как прикрывали наших спецназовцев. Десантники под видом моджахедов (амуниция, машины, оружие) вышли на перехват каравана. Взяли в плен выжившего духа, но он не проронил ни одного стона, ни одного слова», — вспоминал Радов.
Всего было произведено более 35 тысяч БМП-2, включая сборку по лицензиям в других странах. При этом уже в конце 1970-х годов началась разработка БМП-3. Впервые широкой публике машину представили в 1990-м, а ее появление объяснялось совершенствованием танков, вместе с которыми машина должна была действовать на поле боя.
35 000 БМП-2 произведено в мире в общей сложности
Эту модель и ее модификации Российская армия успешно применяет в ходе специальной военной операции. По словам командира одного из подразделений на сватовском направлении в Луганской Народной Республике, модернизированные БМП с боевым модулем «Бережок» по своей огневой мощи сравнимы с боевой машиной поддержки танков (БМПТ) «Терминатор». Самое главное — на них можно воевать и днем, и ночью. Сегодня российская промышленность наращивает темпы производства такой техники.
«Идеал, к которому мы должны стремиться»
Еще одна похожая на бронетранспортер машина — боевая машина десанта. В отличие от БТР, она рассчитана на возможность десантирования с воздуха и мгновенного начала боя. Работы по созданию первых БМД велись в 1960-х, а к концу десятилетия машины уже поступили в Советскую армию.
Сама идея сброса с самолета боевой машины кажется невероятной. В первые мгновения десантирование семитонной БМД-1 выглядит как неконтролируемое падение с большой высоты. Но уже спустя пару секунд, на высоте около километра, на машине срабатывают тормозные парашюты, и БМД-1 совершает плавный спуск. Последнее испытание для экипажа — приземление, удар от которого смягчается амортизирующей платформой.
Броня корпуса БМД-1 могла выдерживать попадание 12,7-миллиметровых пуль. Боевой расчет машины включал семь человек. Вооружение БМД-1 во многом совпадало с БМП-1: 73-миллиметровое орудие 2А28 и противотанковый ракетный комплекс «Малютка».
Первая в истории высадка наполненного солдатами БМД-1 с самолета состоялась 5 января 1973 года. Идея десантирования боевой машины Василию Маргелову, который на первое испытание отправил своего сына Александра. Маргелов-старший находился на командном пункте с заряженным пистолетом — чтобы застрелиться в случае неудачи. К счастью, все прошло успешно.
В будущем такие операции позволили вводить дивизии ВДВ в бой не за неделю, как ранее, а за десятки минут.
Чтобы выполнять свою роль в современных операциях, наши соединения и части должны быть высокоманевренными, укрытыми броней, обладающими достаточной огневой эффективностью, хорошо управляемыми, способными десантироваться в любое время суток и быстро переходить к активным боевым действиям после приземления. По большому счету, это идеал, к которому мы должны стремиться Василий Маргелов
В 1980-е на базе БМД-1 была создана БМД-2, по ряду систем и вооружений унифицированная с БМП-2.
Боевые машины десанта активно использовались в ходе Афганской войны, чеченских войн, конфликта в Южной Осетии. По воспоминаниям бойца 103-й воздушно-десантной дивизии Михаила Гапоненко, служившего оператором-наводчиком БМД в ходе Афганской войны, эти машины использовались для защиты важных объектов — в частности, аэродромов, телевышек и посольств, а также для доставки гуманитарных грузов мирным жителям. В ходе одной из таких задач бойцу пришлось практически в одиночку отстреливаться от боевиков, за что впоследствии его наградили медалью «За отвагу».
«Я подошел к командиру взвода и спросил, почему меня — я же еще молодой, есть более достойные сослуживцы. А он ответил: побольше бы таких, как ты», — вспоминает Гапоненко.
В 1990 году на вооружение Советской армии была принята БМД-3, а через 14 лет, в 2004-м, Российская армия начала получать БМД-4. Каждая новая модель последовательно улучшалась. Например, в БМД-3, в отличие от БМД-2, вести прицельный огонь мог как наводчик, так и командир. Кроме того, машину оборудовали универсальными сиденьями для экипажа. Они были прикреплены к крыше корпуса, а не к днищу, что повысило защиту от мин и фугасов.
Будущие платформы
Развитие советских БТР, БМП и БМД было поступательным и неуклонным, вот и сейчас, уже в новых условиях, эти машины постоянно проходят модернизацию. Активные работы ведутся с моделью БТР-80, на базе которой в 2010-х был создан БТР-82. Более полутора тысяч таких машин — уже в строю.
Российская армия находит нетривиальное применение и для устаревающих бронетранспортеров. В июне в зоне СВО военнослужащие инженерно-саперного подразделения Центрального военного округа при помощи бронетранспортера-камикадзе уничтожили опорный пункт ВСУ. Как Барнаул, начиненную взрывчаткой машину привели в движение, когда до противника оставалось около 300 метров. Через несколько секунд БТР достиг украинских позиций, и его подорвали с помощью радиоуправления.
Подрыв был очень серьезный: взрывчатых веществ было много — около 3,5 тонны тротила и 5 авиабомб ФАБ-100 боец с позывным Барнаул
Особый интерес представляют российские перспективные платформы «Курганец-25» (гусеничная) и «Бумеранг» (колесная). В будущем на их основе планируется создать новейшие семейства БТР и БМП.
Некоторые из этих машин уже проходят опытную эксплуатацию в войсках. По словам начальника Главного автобронетанкового управления Минобороны России генерал-майора Александра Шестакова, перспективные образцы российской бронетехники станут более унифицированными и защищенными.
Новейший бронированный транспорт, учитывающий высокотехнологичные угрозы, позволит России оставаться на несколько шагов впереди противника. Новые БТР и БМП будут опережать западную технику по маневренности, скорости, бронезащите и вооружению. А значит, Российская армия сможет гарантированно решать любые задачи вне зависимости от сложности боевой обстановки.
А пока почтенные БТР, БМП и БМД остаются настоящими рабочими лошадками, незаменимыми для российских бойцов, особенно в зоне специальной военной операции
«Боевые машины пехоты второго и третьего поколений, модернизированные боевые машины десанта, десантные бронетранспортеры в спецоперации на Украине помогают в уничтожении оборонительных сооружений, подавлении огневых точек противника и, что самое главное, спасают жизни наших ребят, военных», — «Курганмашзавода» Петр Тюков.
По его словам, участие боевых машин в спецоперации подтвердило правильность идей, заложенных в их конструкцию еще полвека назад. Да и боевой опыт идет технике на пользу, делая ее все лучше и лучше.