Опыт Сталинграда: Как психологи ВС России убеждают боевиков сложить оружие
Морально-психологическое состояние солдат и офицеров ВСУ стремительно снижается, что приводит к бегству бойцов с позиций, саботажу и отказам выполнять боевые задачи. Выросло число случаев дезертирства и добровольной сдачи в плен. В депрессию украинских военнослужащих вгоняют не только российские снаряды и мины, но и несущие правду материалы о положении на фронте - листовки.
Корреспондент "РГ" узнал, как российские военные ведут психологическую борьбу и убеждают противника прекратить сопротивление.
- С помощью 122-миллиметровых агитационных снарядов и гаубицы Д-30 за одну минуту можем распространить на украинских позициях до четырех тысяч листовок. Арифметика проста: в каждый снаряд помещается до 500 бумажных посланий. Скорострельность пушки - до восьми выстрелов в минуту, при благоприятном ветре за мгновения можно "засеять" огромные площади окопов противника. Каждая из листовок - это не только пропуск в наше расположение, но и спасенные человеческие жизни, - рассказывает офицер специализированного центра по агитационной работе Федор Сергеев.
Мы уже встречались с ним год назад, когда подразделения II армейского корпуса совместно с Российской армией освобождали Рубежное, Северодонецк, Лисичанск и другие поселки и города Луганской Народной Республики. В период наступления солдаты ВСУ массово попадали в плен. Например, под населенным пунктом Горский сдалось свыше 40 украинских солдат из 24-й механизированной бригады "Даниил Галицкий".
Сейчас, после провала пресловутого "контрнаступа", когда потери ВСУ в "мясных штурмах" измеряются десятками тысяч убитых и раненых, российские специалисты усилили психологическую борьбу за спасение от верной смерти украинских солдат.
За год проведения специальной военной операции российские офицеры по агитационной работе получили колоссальный опыт, накопили информацию о моральном и психологическом потенциале украинских военных, а также научились разоблачать и противодействовать фейкам Центра информационно-психологических операций ВСУ. В дополнение к классическим способам переубеждения - листовки, радиопередачи и звуковая трансляция на позиции врага добавились чаты и группы в социальных сетях.
И все же самым эффективным методом воздействия на боевой дух противника по-прежнему считаются агитационные снаряды и бомбы.
Однако и здесь произошли изменения. Специалист в области пропаганды должен быть не только убедительным агитатором, но и разбираться в военной психологии и быть даже искусствоведом. Здесь на помощь российским пропагандистам пришел опыт Сталинградской битвы, когда по совету психологов на листовках отпечатали выразительный портрет плачущей маленькой девочки с подписью: "Папа убит". Расчет, сделанный на сентиментальность немецких солдат, оправдался, боеспособность частей вермахта упала.
Сейчас для военнослужащих ВСУ на тонких листках газетной бумаги печатается информация о том, что от них пытаются скрыть. Это документы, выступления официальных лиц Украины, которые доказывают солдату, что его предали, послав умирать за чужие интересы, а дома его ждет семья, дети, мирная жизнь. Им рассказывают о предательстве высших военных и гражданских чиновников, реальное положение дел на передовой, потери в живой силе и технике, коррумпированности тыла - все, что может помочь принять решение об отказе воевать или о сдаче в плен.
На листовках помещены фотографии сдающихся в плен украинских военных и нейтрализованных боевиков из неонацистских батальонов. На оборотной стороне - подробные инструкции о том, как следует вести себя при встрече с российскими военными, как избежать уголовного преследования на Украине и так далее.
- Листовки, для большего эффекта, должны содержать актуальную информацию. Поэтому передаем "приветы" от ранее сдавшихся в плен сослуживцев. Их позывные и домашние адреса дописываем от руки. Пишем телефоны и группы в социальных сетях, куда потенциальные военнопленные могут писать и сообщать о себе, - рассказывает офицер пропаганды.
Изложение нюансов происходит во время снаряжения агитационных боеприпасов. В отличие от классического снаряда корпус агитационного окрашен в красный цвет и имеет тонкие стенки наподобие стакана с ввинчивающимся дном. Внутрь укладывается вышибной заряд и рулоны листовок. Дистанционная трубка устанавливается так, чтобы заряд сработал на высоте 100 - 150 метров и листовки засыпали как можно большую территорию. И еще один нюанс: листовка должна быть напечатана на газетной бумаге, если пропуск будет изготовлен на мелованном листе, то во время выстрела листовки спрессуются в подобие бумажного ядра и не смогут донести информацию.
Прибываем на позицию. Офицер орудийного расчета с позывным Кот в соответствии с данными разведки производит вычисления - агитснаряды должны разорваться строго на высоте от 100 до 150 метров над опорным пунктом противника.
- Пока мы стреляем агитационными снарядами у украинских солдат есть время подумать - сдаться в плен или умереть за своего кровавого президента, - говорит офицер.