Развитие Бундесвера: чего удалось добиться новому главе Минобороны ФРГ Писториусу?

Почти три месяца назад, 19 января, Борис Писториус (Социал-демократическая партия Германии, СДПГ) приступил к исполнению обязанностей на посту министра обороны ФРГ, получив от Кристине Ламбрехт (также СДПГ) тяжелое наследство. Нехватка снаряжения и военной техники; необходимость ремонта казарм, находящихся в плачевном состоянии; медленные темпы закупок вооружений — все это далеко не полный перечень проблем германской армии.

Развитие Бундесвера: чего удалось добиться новому главе Минобороны ФРГ Писториусу?
© ТАСС

Новый министр ревностно принялся исправлять ошибки предшественников и решил покончить в министерстве с так называемым "принципом распыления ответственности", ведущим к затягиванию реализации важных проектов, в том числе по закупкам вооружений. Одним из его ключевых решений является, в частности, сокращение численности руководящего персонала Минобороны с 370 до 160 сотрудников. Писториус заменил Эберхарда Цорна на посту генерального инспектора Бундесвера Карстеном Бройером, а Габриэле Корб на должности главы управления по закупкам вооружений — ее бывшим заместителем Аннетт Леник-Эмден.

Министр также восстановил специальный штаб оперативного руководства и планирования, который призван наладить взаимодействие разных отделов в оборонном ведомстве. Руководителем назначен бригадный генерал Кристиан Фройдинг, который отныне входит в ближайшее окружение Писториуса. Такой штаб создал еще в конце 1960-х годов тогдашний глава Минобороны (ставший впоследствии канцлером) Гельмут Шмидт, но в 2012 году он был упразднен решением Томаса де Мезьера (министр обороны с 2011 по 2013 год).

О положительном для Бундесвера

Как говорят в политических и промышленных кругах Германии, Бундесвер при новом министре повысил темпы реализации планов по закупкам. До сих пор процесс оформления и одобрения военных заказов был головной болью для всех — и правительства с парламентом, и министра, и оборонных компаний. Как пишут местные СМИ, когда Писториус заступил на свой пост, то сразу поразился тому, как много подписей необходимо для получения разрешения по закупкам того или иного вида вооружений или оборудования.

"В общей сложности на рассмотрение парламенту до конца года могут быть представлены 70–80 заказов по закупкам, каждый на сумму, превышающую €25 млн", — рассказал газете Handelsblatt глава оборонной компании Hensoldt Томас Мюллер. "Это было бы абсолютным рекордом", — констатировал он. Издание отметило, что данные Мюллера совпадают с информацией из бюджетного комитета Бундестага, который обязан принимать решение по военным заказам выше €25 млн. Для сравнения, в течение всего 2021 года в комитет на рассмотрение было направлено всего 43 проекта по закупкам.

После начала специальной военной операции России на Украине канцлер Германии Олаф Шольц 27 февраля 2022 года, выступая в Бундестаге, объявил, что власти страны выделят из госбюджета €100 млрд в специальный фонд для модернизации своих вооруженных сил. Средства планировалось направить на инвестиции и проекты в области вооружений.

Однако к концу 2022 года из средств спецфонда не было потрачено ни цента на нужды армии. В военных кругах ФРГ сетовали на то, что руководство даже не удосужилось восполнить нехватку такого оружия, как самоходные артиллерийские установки (САУ) Panzerhaubitze 2000 ("Панцерхаубитце-2000"), которые были ранее переданы Киеву. Сейчас ситуация меняется.

По состоянию на февраль текущего года, по словам самого Писториуса, из фонда были "связаны контрактами", то есть уже конкретно запланировано потратить, €30 млрд. В конце марта бюджетный комитет наконец одобрил €184 млн на покупку десяти новых САУ. К лету планируется представить проекты по закупкам тяжелых транспортных вертолетов и систем противовоздушной обороны IRIS-T SLM ("Ирис-Т"). К июлю, как ожидается, в парламент будут направлены проекты по приобретению новых управляемых ракет для ВМС, раций, артиллерийских боеприпасов, ИТ-систем.

Нагнать упущенное быстро не получится

Однако и политики, и военные признают, что наверстать упускаемое годами за короткий промежуток времени невозможно. "Потерянный первый год существования специального фонда, без каких-либо значительных закупок, к сожалению, не удастся так быстро нагнать, как было бы необходимо", — признал в интервью Handelsblatt член комитета Бундестага по обороне Флориан Хан (Христианско-социальный союз). По его мнению, процесс выправления ситуации пока не налажен, не созданы и необходимые для этого структуры.

Самое интересное, отметил Хан, это то, что сами социал-демократы блокируют в бюджетном комитете парламента некоторые проекты по закупкам, предполагающие траты средств из спецфонда. "Мы увидим, что ни в первом, ни во втором кварталах ничего не сдвинется с мертвой точки", — считает Хан.

На текущей неделе инспектор (командующий) сухопутных войск ФРГ генерал-лейтенант Альфонс Майс уведомил начальство, что Германия сейчас не в состоянии полностью выполнять свои обязательства в НАТО. По информации газеты Bild, Майс направил в начале марта доклад на имя генерального инспектора Бундесвера, в котором отметил, что боеготовность всех сухопутных сил ФРГ может вообще снизиться из-за "продолжающегося недофинансирования" и оказания военной помощи Украине, в рамках которой немецкой армии приходится отдавать свою технику, а также тратить время и силы на подготовку украинских солдат.

Германия пообещала передать в распоряжение НАТО полностью оснащенную дивизию (около 16,5 тыс. военных) к 2025 году. В кадровом плане она укомплектована на 79%, но ей совершенно не хватает военной техники — по мнению Майса, ее "будет недостаточно и в обозримом будущем". "Даже если сейчас обратиться к запасам всех сухопутных сил, в распоряжении будет меньше чем 60% [необходимой техники]", — говорится в докладе. Генерал также указал на проблемы с закупками новых раций, призванных заменить устаревшие приборы.

"Несмотря на все усилия, боеспособность дивизии к 2025 году может быть только ограниченной", — констатировал Майс. Он указал на то, что нехватка ресурсов, поддержка Украины и реализация планов НАТО ведут в целом к "серьезным проблемам в подготовке прочих подразделений сухопутных войск". По его оценке, если ситуация не будет выправлена, армия "не сможет выстоять в боях высокой интенсивности". Генерал делает вывод о том, что предоставление в распоряжение альянса второй полностью оснащенной дивизии к 2027 году, как то обещали власти ФРГ, является "нереалистичным".

Ставка на мировой рынок, а риски?

Показательно, что Писториус в вопросе закупок оружия намерен в меньшей степени ориентироваться на германскую промышленность и делать ставку на дорогостоящую и длительную разработку собственных образцов техники, но больше положиться на мировой рынок. Это выражается в планах министерства по тяжелым транспортным вертолетам — оно намерено приобрести уже испытанные американские Boeing CH-47 Chinook (Боинг CH-47 "Чинук"). Пожалуй, свою роль в таком подходе сыграла и история с боевыми машинами пехоты Puma ("Пума") производства германских компаний Rheinmetall и Krauss-Maffei Wegmann. В прошлом году выяснилось, что поставленные ими 18 БМП оказались неисправными, а ведь их планировалось принять на вооружение Сил быстрого реагирования НАТО уже с этого года. Правительство ФРГ тем самым попало в крайне затруднительную ситуацию.

Но ориентированность на заграницу имеет и другую сторону. Специалисты обращают внимание на то, что оборонный бюджет ФРГ в 2023 году (чуть более €50 млрд) предполагает потратить на исследования в военной сфере €324 млн, что почти на 40% меньше, чем годом ранее (€530 млн). С 2024 года планируется направить еще меньше средств на эти цели — лишь €200 млн. То есть в то время, когда другие страны, в частности США и Китай, вкладывают все больше денег в военные исследования, Германия экономит и сокращает эту статью расходов.

Эксперты опасаются, что тем самым в отдаленном будущем у Германии просто не будет собственного современного оружия и ей придется закупать практически все передовые боевые системы на международном рынке. Это еще означает и деиндустриализацию страны, из которой и так многие фирмы и специалисты сейчас "мигрируют" в США из-за энергетического кризиса, излишней бюрократизации и т.д. Небольшие оборонные компании без заказов Бундесвера просто не выживут.

Писториусу не стоит обольщаться

Буквально через пару недель после того, как Писториус стал новым министром обороны, он занял первые места в рейтингах популярности среди немецких политиков. СМИ боготворили и продолжают его боготворить, он с головой окунулся в работу: вот Писториус ездит на танке, вот он на фрегате или плавает вместе с морскими пехотинцами на надувной лодке в Кильской бухте, вот общается с простыми солдатами в казарме. Военные наконец получили руководителя, который служил в армии, и неудивительно, что они его так полюбили после Ламбрехт, которой многие просто стыдились на посту министра обороны.

Первый зарубежный визит Писториус совершил на Украину, потом поехал к трудному партнеру — в Польшу, отношения с которой переживают далеко не лучшие времена. В общем и целом новый глава Минобороны действительно предпринял много усилий, чтобы показать: Шольц сделал правильный выбор, назначив его на пост в условиях сложной геополитической обстановки.

Однако Писториусу не стоит обольщаться, любая мелочь может сбить рейтинги. В 2009 году министром обороны был назначен Карл-Теодор цу Гуттенберг (занимал пост с 2009 по 2011 год), который стал своего рода звездой тогдашней правящей коалиции (блок ХДС/ХСС и Свободная демократическая партия) и возглавлял рейтинг самых популярных немецких политиков. Но, как говорится, лак быстро сошел. Его падение было таким же стремительным, как и взлет: в 2011 году цу Гуттенберг ушел в отставку из-за скандала вокруг плагиата, обнаруженного в диссертации.

Одной лишь популярности мало для достижения тех целей, которые поставил перед собой Писториус, а это, судя по его заявлениям, ни много ни мало реорганизация министерства, ускорение темпов принятия решений и закупок боеприпасов и техники, скорейшее прекращение миссии Бундесвера в Мали и значительное повышение военного бюджета. С проблемами ему приходится сталкиваться при реализации уже первой цели. Возникает вопрос, как, собственно говоря, должен поступить Писториус с однопартийцами, которые остались на своих постах, в частности в качестве статс-секретарей, после Ламбрехт? Уволить, увеличив число противников в рядах собственной же партии? Перевести в другое место?

С военными ситуация тоже нестабильна. На этой неделе стало известно о том, что офицеры Бундесвера крайне недовольны отстранением Эберхарда Цорна, который очень популярен в армии. "Так не обращаются с заслуженным солдатом", — привела ранее Bild слова одного из своих источников в ВС ФРГ. Многим военным не по душе и назначение Фройдинга главой штаба оперативного руководства и планирования, поскольку большинство руководителей отделов попросту выше его по званию. Так что Писториусу стоит опасаться борьбы с теми офицерами, которых он лишил или хочет лишить власти.

Bild пишет, что в Бендлер-блоке (неофициальное название Минобороны ФРГ, по названию комплекса зданий) уже "начинается ворчание" по поводу того, как происходит процесс коммуникации в ведомстве. Так, Леник-Эмден именно из СМИ узнала о своем повышении — назначении на пост главы управления по закупкам вооружений, а статс-секретарь по вопросам вооружений Бенедикт Циммер почти каждый день читает в прессе статьи о том, что его вот-вот уволят, хотя этого на деле не происходит.

Писториус осознает проблемы, но...

Такая чехарда и слухи парализуют работу оборонного ведомства, и Писториусу нужно как можно скорее положить конец всем спекуляциям. Сам министр, похоже, осознает это — 6 апреля он разослал по электронной почте письмо сотрудникам, призвав сохранять спокойствие и попросив доверять ему. В то же время, по информации агентства DPA, Минобороны стоит на пороге новых кадровых изменений, конца которым пока не видно. 

У Писториуса есть еще два года до следующих выборов в Бундестаг, чтобы внести свой вклад в выправление ситуации в германской армии. Воля к этому у министра, очевидно, есть. Плохая новость для него заключается в том, что двух лет на реорганизацию ВС ФРГ, обеспечение Бундесвера необходимым оборудованием и передовыми боевыми системами, создание механизмов по ускорению процесса закупок явно недостаточно — нужно десятилетие, а то и больше. По оценке уполномоченного парламента ФРГ по вопросам обороны Евы Хёгль, только на полную модернизацию инфраструктуры Бундесвера может потребоваться около 50 лет.

К 2031 году армии ФРГ вряд ли удастся также достигнуть целевого показателя в 203 тыс. военных, поскольку сейчас наблюдается, напротив, отток личного состава. Бундесвер второй год подряд покидает больше солдат, чем поступает на службу. Основными причинами ухода из рядов армии являются продолжительная нетрудоспособность и разрыв контракта в течение шестимесячного испытательного срока после прихода в вооруженные силы.

Снежный ком накопившихся в Бундесвере проблем слишком велик, чтобы справиться с ними в одночасье. На данном этапе многое зависит от того, добьется ли Писториус того уровня доверия, который ему необходим для принятия весьма болезненных решений, или же взбунтовавшиеся генералы и сотрудники станут вставлять ему палки в колеса во всех начинаниях.