Войти в почту

"У нас нет времени": как в НАТО уговаривают больше тратить на оборону

Лидеры и аутсайдеры

"У нас нет времени": как в НАТО уговаривают больше тратить на оборону
© ТАСС

На сегодняшний день задачу увеличить свои оборонные расходы до 2% ВВП выполнили всего семь из 30 стран НАТО, заявил генсек альянса Йенс Столтенберг, представляя свой ежегодный отчет о деятельности блока. По его словам, в альянсе рассчитывали, что справившихся с задачей государств будет больше. И хотя все страны повышают военные расходы, "это происходит недостаточно быстро".

Члены НАТО еще в 2014 году взяли на себя обязательство не снижать свои военные расходы, в течение десяти лет довести их до нормы в 2% ВВП и увеличивать параллельно его росту. За год до этого такой норматив удалось выполнить всего четырем странам — США (4,4%), Великобритании (2,4%), Греции (2,3%) и Эстонии (2%).

Франция тратила на оборону 1,9% ВВП, Турция и Польша — по 1,8%, Португалия и Хорватия — по 1,5%, Румыния, Болгария, Норвегия, Дания и Албания — по 1,4%, Германия — 1,3%, Италия — 1,2%, Чехия и Словения — по 1,1%. Меньше всего в оборону вкладывался Люксембург — 0,4% ВВП.

Девять лет спустя ситуация изменилась несильно. По последним оценкам, десять стран НАТО близки к нормативу в 2% или превышают его, 13 тратят около 1,5% или меньше. Более 2% ВВП в прошлом году на оборону потратили Греция, Польша, Латвия, Литва, Эстония, Великобритания и США. Среди не выполнивших задачу в 2022 году по-прежнему остаются Франция, которая тратит на оборону 1,89% ВВП, Германия с показателем в 1,49% и Италия с 1,51%.

Причем цифры меняются год от года как в положительную для НАТО, так и в отрицательную сторону. Несмотря на то, что относительно 2014 года количество выделяющих 2% ВВП на оборону стран увеличилось, нынешние показатели куда менее высокие по сравнению с 2018 годом. Тогда Столтенберг сообщал, что военные расходы до необходимого уровня довели девять стран — членов альянса.

Результаты 2022 года возмутили премьер-министра Эстонии Каю Каллас, чья страна в прошлом году достигла 2,12%. По ее словам, она "весьма шокирована" актуальными цифрами. "Да ладно, это невозможно — я думаю, все должны понимать, зная и видя, что происходит на Украине, что у нас нет времени", — сказала она Politico.

Траты растут, но их недостаточно

Несмотря на то, что добиться целевых показателей пока удается не всем странам, союзники по НАТО, согласно отчету, теперь тратят значительно больше, чем когда цель была поставлена перед ними впервые. В общей сложности за последние восемь лет это увеличение составило $350 млрд, говорится в документе.

Тем не менее блок по-прежнему остается далеким от реализации плана по выделению каждой страной 2% ВВП на оборону к 2024 году.

Как объяснил Politico высокопоставленный чиновник по вопросам обороны в Центральной Европе, на страны блока влияет ряд факторов: неэффективное оборонное планирование, нехватка сырья для производства оружия и боеприпасов, длительные процессы закупок и ограниченные производственные мощности, на расширение которых могут уйти годы.

"Реальные расходы на оборону в какой-то момент увеличатся, но это займет как минимум несколько лет при условии сохранения существующей политической воли", — отметил чиновник.

Но как раз этой воли некоторым членам альянса недостает, полагает ведущий научный сотрудник Центра исследований проблем безопасности РАН Константин Блохин.

"Очевидно, что многие страны рассматривают стоящие перед НАТО угрозы как некритичные непосредственно для них. Например, как объяснить Португалии или Испании российскую угрозу как ключевую для их безопасности? Конечно, есть страны, которые в авангарде этого процесса, — Прибалтика, Польша, которые кричат о такой угрозе. Тем, кто ближе к России, можно пролоббировать эту идею, но тем же Испании и Португалии — уже сложновато", — сказал эксперт ТАСС.

К тому же, как отмечает Associated Press, многие страны настаивают, что важнее процентов ВВП — качество техники и размер вклада, который союзники вносят в операции альянса.

Научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований, занимающийся анализом оборонного бюджета, Шеймус П. Дэниэлс сказал Politico, что члены НАТО должны инвестировать соответствующие средства в оборону, но в то же время следует больше сосредоточиться на том, есть ли у союзников современные возможности и силы, необходимые для обеспечения коллективной безопасности.

Давление на Европу

Столтенберг регулярно напоминает, что в нынешней ситуации — на фоне конфликта на Украине, постоянной угрозы терроризма и "вызовов со стороны Китая" — доведение расходов на оборону до обозначенного уровня особенно важно.

Более того, по его мнению, 2% ВВП должно быть минимальной планкой. Как отметил генсек НАТО, это не "долгосрочная перспектива или движение к ней", а скорее "немедленное обязательство".

Особенно этот вопрос беспокоит США, которые тратят на свой оборонный бюджет больше, чем все остальные союзники, вместе взятые, — около 3,47% своего ВВП. Давление на страны НАТО в вопросе увеличения трат на оборону началось уже давно, но особенно активизировалось оно в период президентства Дональда Трампа, обратил внимание заведующий Сектором военно-политического анализа и исследовательских проектов ИМЭМО РАН Сергей Ознобищев. Экс-глава Белого дома неоднократно указывал на недостаточные расходы государств — членов блока. Как писала The New York Times, он даже рассылал лидерам ряда стран НАТО письма со словами недовольства о невыполнении этих обязательств и призывами начать тратить больше средств на безопасность альянса.

"Со стороны Вашингтона каждый раз происходит некий прессинг в этом вопросе. Тем не менее, судя по всему, далеко не все страны к 2024 году смогут достичь уровня в 2%", — сказал ТАСС Сергей Ознобищев.

Помимо того, что попытки давления на европейские страны не приносят ожидаемого результата, они могут вызывать отторжение и нежелание следовать обозначенным правилам, считает Константин Блохин.

тому же сейчас США стараются заставить всех вкладываться в вооружение Украины, увеличение трат на оборону в рамках НАТО — дополнительные расходы. Это, конечно, вызывает неприязнь. А еще большие попытки надавить могут ударить по евроатлантической солидарности", — констатировал эксперт.

Тем временем Европа уже постепенно начинает выстраивать собственные политические платформы. В частности, осенью прошлого года прошел первый саммит созданного Евросоюзом по инициативе президента Франции Эмманюэля Макрона Европейского политического сообщества (ЕПС). Как объяснял госсекретарь по делам Европы при МИД Франции Лоуренс Бун, ЕПС призвано объединить страны Европы для обсуждения актуальных вопросов обороны, энергетики и безопасности.

Кроме того, уже не первый год обсуждается вопрос о создании в Евросоюзе собственных объединенных вооруженных сил. С такой инициативой еще в 2018 году выступал Макрон. В очередной раз этот вопрос поднял в прошлом году верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель.

"Новая среда безопасности демонстрирует, что ЕС должен взять на себя больше ответственности за собственную безопасность. Для этого нам нужны современные и совместимые европейские вооруженные силы", — отмечал глава европейской дипломатии.

При этом на сегодняшний день в Европе нет единодушия по вопросу о том, действительно ли это необходимо.

Лидия Мисник