о китайском энергетическом рынке

«Сила Сибири» — это безальтернативные чисто географически месторождения Восточной Сибири. Там, даже если и захочешь, трубу, кроме Китая, особенно никуда не протянешь: даже японцам сейчас благодаря известным обстоятельствам, извините, несколько не до того. Им бы Сахалин-то как бы не потерять».

о китайском энергетическом рынке
© RT на русском

Нужно отдать должное: к первому после выборов государственному визиту китайского лидера Си Цзиньпина в Российскую Федерацию — по крайней мере, энергетики обеих стран — подготовились достаточно основательно.

Согласно опубликованной Главным таможенным управлением КНР официальной статистике, Россия за последние пару месяцев стала крупнейшим поставщиком энергоносителей в Китай.

Причём одновременно как по нефти, так и по газу.

Так, в частности, только в течение января Китай импортировал из России 2,7 млрд кубов газа: 2 млрд через «Силу Сибири» плюс 0,7 млрд через СПГ. Таким образом, общий объединённый объём поставок русского голубого топлива в Китайскую Народную Республику и составил искомые 2,7 млрд куб. м, ну а наша страна благодаря этому с большим отрывом обошла других крупных поставщиков — Туркменистан и Катар (по 2,2 млрд куб. м), а также Австралию (1,9 млрд куб. м).

Это, кстати, для нас хоть и новый, но вполне себе такой плановый рекорд, благодаря которому тем не менее Российская Федерация и стала на текущий период времени крупнейшим поставщиком газа в КНР.

Более того, определяющие рекордный объём поставки трубопроводного газа по «Силе Сибири» будут только увеличиваться. Чтобы утверждать это, вовсе не нужно быть дипломированным пророком. Это банально предусмотрено техзаданием газопровода, он для того и строился.

Там, вообще-то, проектная мощность, на которую ещё только предстоит выйти, — 38 млрд кубометров в год, на секундочку.

Так что наши газовщики из «Газпрома» и в январе объёмы до 2 млрд вполне себе планово увеличивали. И дальше так же в точности с соблюдением графика пойдут: трубопроводные объёмы вообще дело неспешное.

А вот добавившие ещё 770 млн кубов поставки СПГ, что составляет примерно 8—9 партий, — это уже скорее приятный бонус. За китайские рынки сжиженного газа драка идёт серьёзная. И игра там ещё далеко не закончена.

А даже наоборот.

Но об этом давайте как-нибудь в следующий раз: конкуренция на глобальных и весьма мобильных рынках СПГ — дело настолько серьёзное, что о нём даже как-то немного неловко вот так вот вскользь говорить.

Теперь по нефти.

В январе — феврале Китайская Народная Республика импортировала из нашей страны 15,68 млн т чёрного золота, что примерно эквивалентно 1,94 млн бочек в сутки.

И это, во-первых, на 23,8% выше аналогичного периода 2022 года, когда импорт отечественной нефти в Китай составлял 1,57 млн баррелей в сутки.

А во-вторых, это позволило российским производителям формально наконец-то опередить коллег-нефтяников из Королевства Саудовская Аравия. Что, кстати, тех вряд ли так уж сильно расстроило: они всегда возьмут своё на рынках, откуда российская нефть вынуждена сейчас уходить.

Причём возьмут втридорога.

По крайней мере, не хуже, чем взяли со своих европейских партнёров этой зимой замещавшие частично российский газ норвежские газовщики: nothing personal, just business, извините.

Тут у нас с арабами и норвежцами были не совсем одни и те же, но одинаково хорошие учителя.

И кое-какой жизненный опыт, иногда не очень приятный, но в данных конкретных обстоятельствах это даже, наверное, хорошо.

Что при этом особенно любопытно. Несмотря на доминирующее в некоторых западных (да и в некоторых наших, чего уж тут греха-то таить) медиаэкспертных кругах мнение, что мы поставляем свою нефть в Китай чуть ли не бесплатно, согласно официальным данным всё того же Главного таможенного управления КНР, средняя стоимость приобретённой Китаем у поставщиков из Российской Федерации сырой нефти за указанный промежуток времени, наоборот, изрядно увеличилась. По крайней мере по сравнению с аналогичным периодом предыдущего — досанкционного ещё на тот момент времени, напомним, — 2022 года примерно на 9,2%.

И это при том, что прошедший 2022 год очень трудно назвать неудачным для данного направления российского экспорта: если верить всё той же китайской таможне, в 2022 году импорт Китаем российской нефти вырос на 8,2%, составив примерно 86,24 млн т. При этом стоимость закупленного Китайской Народной Республикой у Российской Федерации продукта увеличилась примерно на 43,9% — до $58,37 млрд.

Неплохой, в общем-то, результат.

Как, извините, ни крути.

Ну а то, что эти цифры к трёхдневному государственному визиту были ещё и весьма красиво и довольно значимо для обеих экономик увеличены, так в этом вовсе нет никакой показухи.

А просто нечуждый обеим великим державам высокий советский стиль.

Ну а если серьёзно, то китайцы, будем честны, безусловно, далеко не самые простые переговорщики.

Да и наши тоже, не будем кривить душой.

И даже в той же торговле энергоносителями, которая для обеих сторон сейчас едва ли не флагманская отрасль, очевидно, что всё идёт далеко не так гладко, как того хотелось бы. Даже политически опекаемый обоими лидерами великих держав (о чём оба неоднократно публично заявляли) проект газопровода «Сила Сибири — 2» (в девичестве — газопровод «Алтай») что-то несколько, мягко говоря, пробуксовывает.

А ведь именно он, а не какой-либо другой проект, о чём тоже не раз публично заявлялось, является альтернативой газопроводам с трудной судьбой «Северный поток» и «Северный поток — 2» даже просто чисто по ресурсной базе.

«Сила Сибири» — это безальтернативные чисто географически месторождения Восточной Сибири.

Ковыктинское газоконденсатное и Чаяндинское нефтегазоконденсатное.

Там, даже если и захочешь, трубу, кроме Китая, особенно никуда не протянешь: даже японцам сейчас благодаря известным обстоятельствам, извините, несколько не до того. Им бы Сахалин-то как бы не потерять.

А вот «Сила Сибири — 2» по ресурсной базе — это, простите, ранее вполне себе дистиллированно европейский в смысле рынков сбыта Ямал.

Так что «Сила Сибири — 2» — это ещё и вопрос геополитического выбора, извините.

Ну а рекорды —как в области торговли энергоносителями, так и в других секторах экономики, да ещё и вовремя поданные перед визитом, — это всегда приятно. Дорогая, можно сказать, ложка ко вчерашнему повсеместно обсуждаемому обеду глав великих держав.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.