СМИ рассказали, кто выиграл кабинетную борьбу за Севморпуть
Катастрофическое таяние арктических льдов делает ещё более популярным Северный морской путь.
В Азию из России идёт всё больше газовозов и танкеров по свободным ото льда морям. И у Севморпути всё больше интересантов, пишет издание «Акценты».
Минобороны РФ предлагает запретить иностранным судам ходить по Севморпути без разрешения России. Заявку нужно подавать за 90 дней до плавания, заходить в российские порты «иностранцам» будет нельзя. МИД и Минтранс данную инициативу уже поддержали.
Таким образом, Россия, фактически, монополизирует перевозки по Севморпути. Тем более, что грузопоток к 2030 году должен вырасти в шесть раз. В основном за счёт топливных поставок в Азию.
В этот регион морем пойдёт продукция с новых месторождений – угольного «Северная звезда» (Красноярский край), нефтяного «Восток Ойл» (Красноярский край) и газового «Арктик СПГ-2» (Ямал).
Естественно, что конкуренция за Северный морской путь среди федералов только обостряется. Кураторов у пути сейчас три – Минвостокразвития, Росморречфлот и «Росатом». Правда, интерес здесь разный.
Так, в Минвостокразвития Севморпуть курирует лишь отдел во главе с Олегом Роем. У Росморречфлота есть целое госучреждение «Администрация Севморпути». Однако здесь уже пять лет отсутствует полноценный директора – есть лишь и.о, в кресле которого сидит бывший чиновник Минтранса Николай Монько.
В свою очередь, «Росатом» ещё летом 2022 года создал собственный главк Севморпути. И возглавил его не чиновник, а морской волк – бывший капитан первого в мире ледокольного газовоза Сергей Зыбко. Поэтому можно не сомневаться, что ставка «Росатома» сыграет и произойдёт это точно раньше 2030 года.
Как ранее сообщала «Свободная пресса», согласно прогнозу вице-президента Арктического экономического совета Евгения Амбросова уже к 2025 году грузопоток по Северному морскому пути должен вырасти до 65 млн тонн. Причём это касается только углеводородов.