На чем ломают лед в северных широтах России?
Весь мир 11 февраля отмечает День рождения парохода. За 200 лет развития отрасли водный транспорт стал более быстрым, маневренным и мощным, которому не страшны даже арктические льды. О современных ледоколах и танкерах, способных работать в условиях Крайнего Севера, рассказали «Ямалу 1» в компании «Газпром нефть». Вопрос о судоходстве в северных широтах для России актуален уже много лет. Именно в Арктике сосредоточена большая часть полезных ископаемых, которые надо каким-то способом доставлять на большую землю. В некоторых случаях единственный вариант – это морской путь. Даже если он скован льдами. Со сложной задачей успешно справляется арктический флот, построенный по заказу «Газпром нефти», для обслуживания терминала «Ворота Арктики» в акватории Обской губы, неподалеку от ямальского села Мыс Каменный. «Ворота Арктики» Единственный в мире нефтеналивной терминал, построенный за полярным кругом в пресной воде. Его предназначение – круглогодичная отгрузка нефти, добытой на Новопортовском месторождении. На большую землю сырье с терминала поступает морским путем – на танкерах, дорогу которым прокладывают ледоколы. Танкер «Штурман Альбанов» Первым танкером, построенным специально для вывоза углеводородов через терминал «Ворота Арктики», стал «Штурман Альбанов». На воду он был спущен в 2016 году. Таких танкеров класса Arc7 уже семь. Все они отличаются высокой маневренностью, могут самостоятельно преодолевать кормой лёд толщиной до 1,8 метра и до 1,4 метра – носом. Каждое судно оборудовано носовым погрузочным устройством, позволяющим присоединять, удерживать танкер и принимать нефть. Ледоколы Для обеспечения безопасного прохода танкеров в акватории дежурят два высокотехнологичных ледокола – «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий». «Александр Санников» Специальная функция размыва позволяет ледоколу оставлять за собой максимально чистый водный канал для прохода танкеров. При встрече с льдиной толщиной более восьми метров, ледоход ее размоет потоками воды из-под винтов. У судна есть прозвище – «танцующий». Так его называют за способность разворачиваться на месте на 360 градусов. В чистой воде у него на это уходит одна минута. Еще одна особенность, которая отличает «Александра Санникова» от других ледоколов – экономное энергопотребление при том, что дизельное судно не уступает по эксплуатационным показателям атомным гигантам. «Андрей Вилькицкий» Ледокол создан по заказу «Газпром нефти» на Выборгском судостроительном заводе в 2017 году. На сегодня это самый мощный дизельноэлектрический ледокол, построенный в России. «Андрей Вилькицкий», как и его предшественник «Александр Санников», также умеет ловко разворачиваться в воде. Малая осадка в 8 метров и маневренность обеспечивают эффективность судна. При мощности в 22 МВт ледопроходимость у него не хуже, чем у атомных ледоколов. Оба судна могут работать при температуре до -50 градусов. Кроме основной задачи, ледоколы выполняют швартовные операции, буксировку и защищают терминал от ударов льда. Уникальность машин в их экологичности – в работе используется принцип «нулевого сброса». Все твёрдые и жидкие отходы хранятся на борту и утилизируются на берегу специальными службами. Преимущества ледоколу обеспечивает конструкция корпуса и три пропульсивные установки типа Azipоd на корме и носовой части судна. Системы обоих ледоколов работают под управлением бортового компьютера. Управляют суднами тремя джойстиками. Также в его техническом арсенале — спутниковые системы, камеры цифрового зрения и даже тепловизоры..