Войти в почту

Оборонный бюджет в 2022 году вырос на 33%

Кто может работать с ГОЗ в 2023 году — планы и перспективы

Сфера гособоронзаказа сейчас на подъеме, и в ближайший период планируется только рост. Министр Минобороны России Сергей Шойгу постоянно подчеркивает важность сохранения максимально возможного объема производства, а также организации опережающих поставок в войска. Что же сейчас происходит с оборонным сектором?

В 2022 г. расходы России на национальную оборону составили 4,679 трлн руб. (по данным документа «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023–2025 гг.»). При этом, в законе в федеральном бюджете на нынешнюю трехлетку планировалось потратить в 2020 году на оборону всего 3,5 трлн рублей. И, как сообщил Сергей Шойгу, в 2023 году планируется наращивание финансирования выпуска военной продукции в рамках гособоронзаказа почти в 1,5 раза.

Что это значит для действующих и потенциальных исполнителей?

Очевидно, что увеличение финансирования ведет как к расширению текущих объемов гособоронзаказа, так и к развитию новых направлений, — поделилась своим видением ситуации Анастасия Ганичева — главный эксперт компании “ГиД по ГОЗ” с 20-летним опытом работы в гособоронзаказе

В первую очередь развитие коснется ракетных войск и артиллерии как важной составляющей успеха боевых действий. Прежде всего это касается использования разведывательно-ударных огневых комплексов, включающих в себя беспилотные летательные аппараты, а также современные и перспективные образцы вооружения. Совершенствуется и контрбатарейная борьба как одна из основных задач огневого поражения противника.

На данный момент среди лидеров оборонной промышленности находятся предприятия, задействованные в таких направлениях, как:

разработка и производство вооружения для противовоздушной и противоракетной обороны; разработка спектра ракетной и космической техники — ракет-носителей, спутников, военных баллистических, крылатых и прочих ракет; разработка, производство и поставка радиоэлектронных комплексов и систем; производство боевого автоматического и снайперского оружия, управляемых артиллерийских снарядов, а также высокоточного оружия; разработка и производство военной техники, дорожно-строительных машин, железнодорожных вагонов.

Участвовать в гособоронзаказе может кто угодно, — продолжает Анастасия Ганичева. — Помимо танков и ракет, в рамках оборонной деятельности всегда нужны какие-то простейшие бытовые вещи — продукты питания, личной гигиены, лекарства. Нужен ряд услуг от транспортных до информационных. А сколько материалов, полуфабрикатов и комплектующих нужно на изготовление только вышеперечисленной продукции, поставляемой в рамках гособоронзаказа! Поставщики всего этого входят в число исполнителей гособоронзаказа, пусть и не как головники. Вся цепочка кооперации, то есть все производители товаров, работ, услуг, задействованные на всех уровнях производства готовой продукции, являются исполнителями ГОЗ. Находится свое место даже для торговых организаций.

Если говорить об изменениях, которые принес 2022 год, то стоит отметить активную диверсификацию многих ранее коммерческих предприятий легкой промышленности. Например, “обычных” швейников сейчас в стране так просто не найдешь — все шьют обмундирование.То есть те предприятия которые занимались производством одежды, сумок для гражданского населения переквалифицировались на пошив продукции для нужд армии. Теперь, скорее, наоборот, у предприятий легкой промышленности, которые шьют и производят обычную одежду, нехватка рабочей силы.

Это обусловлено еще одной тенденцией — повышением заинтересованности в работе на предприятиях ОПК в глазах населения, — считает Анастасия Ганичева. — Сейчас, по ряду причин, оборонные предприятия для работников обладают большей привлекательностью, чем коммерческие, даже с зарплатой ниже, чем у последних. Кадровый голод на предприятиях несколько снизился — это одна из положительных тенденций.

Еще одно изменение — многие предприятия ОПК перешли на двухсменный, трехсменный график с целью выполнения возросшего объема заказа. Это, в том числе, привело к расширению штата сотрудников, задействованных в исполнении ГОЗ. Также важно отметить, что, помимо положительных, есть и отрицательные моменты влияния текущей ситуации на оборонную промышленность. Вместе с финансированием, существенно активизировалось и возросло внимание со стороны контролирующих органов.

По поводу моего видения развития ГОЗ в 2023 году могу сказать следующее: увеличение гособоронзаказа действительно весьма ощутимо на всех уровнях, — делает вывод эксперт. — Поэтому даже те, кто не имел к нему никакого отношения, постепенно будут в него втягиваться. Особенно — если они так или иначе связаны с металлом, оборудованием или с электронно-компонентной базой. Также, по ряду признаков можно предположить высокую востребованность области строительства — работ, услуг, стройматериалов. Поэтому нужно уже сегодня начинать внимательно читать контракты — хотя бы чтобы понимать, не в ГОЗ ли вы еще. Ну и конечно, скорее всего, нас ждет дальнейшее усиление контроля надлежащего исполнения ГОЗ.

Полная версия материала доступна в «ИКС ТВ».