Как Александр Ланжерон добился процветания русской Одессы
260 лет назад родился российский военный и государственный деятель граф Александр Ланжерон. Будучи выходцем из французской аристократической семьи и прослужив несколько лет короне в рядах армии Франции, он не принял свержение монархии и перешёл на российскую службу. Ланжерон участвовал в войнах со Швецией, с Турцией и наполеоновской Францией, принудив к капитуляции Париж во время заграничного похода русской армии. В дальнейшем он был одесским градоначальником и генерал-губернатором Новороссии, много сделав на этом посту для развития южных регионов Российской империи. В память о Ланжероне одесситы назвали его именем приморскую часть города, в которой находилась дача градоначальника.
24 января 1763 года (в некоторых источниках указываются другие даты) в Париже родился граф Александр Ланжерон. После Великой французской революции он перешёл на российскую службу. Ланжерон продемонстрировал доблесть во время войн со Швецией, с Турцией и наполеоновской Францией, а затем стал гражданским администратором, руководившим Одессой и Новороссийским генерал-губернаторством.
Из Франции в Россию
После получения светского образования Ланжерон поступил на военную службу. Он должен был в составе французских войск участвовать в высадке на побережье Великобритании. А когда та не состоялась, перевёлся в корпус, участвовавший в Войне за независимость США на стороне американцев.
«Борьба за независимость североамериканских колоний не означает, что Ланжерон симпатизировал республиканским идеям. Он просто воевал с Англией, являвшейся противником его родины», — отметил в разговоре с RT профессор МПГУ Виталий Захаров.
Ланжерон участвовал в боевых действиях против британцев на территории Северной и Южной Америки. При этом он проявил воинскую доблесть и вернулся в Европу с американским орденом Цинцинната.
Великую французскую революцию полковник Ланжерон не принял. Он попытался поступить на австрийскую службу, чтобы принять участие в войне с Турцией, но император Иосиф II прохладно относился к иностранным добровольцам, поэтому Ланжерон выбрал другого монарха, которому предложил свою шпагу, — российскую императрицу Екатерину II. В 1790 году он официально поступил на российскую службу и был зачислен в 1-й сибирский гренадерский полк, находившийся в это время на Дунае.
До отправки в Бессарабию Ланжерон, временно командуя 2-й дивизией российского гребного флота, успел поучаствовать в войне со Швецией. А прибыв на Дунай, он в составе суворовских войск штурмовал Измаил и был награждён золотой шпагой «За храбрость».
В дальнейшем Ланжерон отличился в сражении с турецкими войсками при Мачине. После подписания мирного договора с Османской империей в Яссах он отправился в Германию и принял участие в Войне Первой коалиции против республиканской Франции. Находясь при австрийской армии, он информировал о ходе боевых действий Екатерину II. По словам историков, Ланжерон получил при этом богатый военный опыт.
Когда стало ясно, что монархической коалиции не удастся одержать победу над Францией, он вернулся в Россию и вскоре получил назначение в Малороссийский гренадерский полк под начало графа Петра Румянцева. В 1796 году он стал командиром полка, а ещё год спустя император Павел I произвёл его в генерал-майоры и назначил шефом нового мушкетёрского Уфимского полка.
Павел I был доволен Ланжероном и через некоторое время планировал назначить его военным оренбургским губернатором, однако тот попросил царя оставить его в армии. В последующие годы французский граф командовал особым 25-тысячным корпусом в Курляндии, а затем служил инспектором инфантерии Брестской инспекции. Павел I официально принял Ланжерона в российское подданство, возвёл его в графское достоинство Российской империи и вручил ему командорский крест Святого Иоанна Иерусалимского.
Александр I, сменивший на престоле своего отца Павла I, вернул Ланжерона в действующую армию. В 1805 году отряд под командованием Ланжерона неудачно действовал в битве под Аустерлицем, из-за чего император потребовал от графа «добровольно» уволиться из армии. Однако гнев Александра I вскоре прошёл, и всего через несколько месяцев Ланжерон был возвращён на службу.
В 1807 году Ланжерон снова получил назначение на Дунай, где командовал сначала корпусом, а затем резервными войсками молдавской армии. В ходе войны с Османской империей ему удалось сорвать турецкое наступление на Бухарест, овладеть Силистрией и заставить сдаться гарнизон крепости Рущук. Некоторое время Ланжерон был временным командующим молдавской армией, однако затем передал дела Михаилу Кутузову.
В Рущукском сражении Ланжерон командовал частью российской армии и внёс большой вклад в разгром турецких войск. За это он был произведён в генералы от инфантерии. По словам Виталия Захарова, победа в Рущукском сражении стала важным шагом на пути к заключению крайне выгодного для России Бухарестского мира 1812 года с Османской империей.
Отдохнуть после войны с Турцией Ланжерону не удалось. Действовавшая до этого на Дунае армия была переброшена на западные границы империи. Ланжерон принял участие в Отечественной войне 1812 года, сражаясь с отступающими из России наполеоновскими частями. В дальнейшем он участвовал в заграничном походе русской армии. Он принудил к капитуляции гарнизон крепости Торн, отличился в битве под Лейпцигом и овладел высотами Монмартра, предопределив тем самым падение Парижа.
Руководитель Новороссии
Вскоре после возвращения в Россию, в 1815 году, Ланжерон был назначен херсонским военным губернатором, одесским градоначальником и управляющим гражданской частью в Херсонской, Таврической и Екатеринославской губерниях (позже его должность стала называться «генерал-губернатор Новороссии»). По словам Виталия Захарова, протекцию при назначении Ланжерону составил его товарищ Эммануил Осипович Ришелье (Дюк Ришелье), руководивший Одессой и Новороссией до него.
Как отмечают эксперты, после назначения Ланжерон продолжил проводить политику своего предшественника.
«Одним из важнейших достижений Ланжерона стало предоставление Одессе предложенного ещё Ришелье статуса порто-франко — свободного порта», — подчеркнул Виталий Захаров.
По словам историка, свободная морская торговля способствовала росту благосостояния одесситов, процветанию порта и благоустройству города. Ланжерон наладил освещение улиц и организовал работу местной полицейской стражи, разбил ботанический сад, основал в Одессе ряд учебных заведений и благоустроил её приморскую часть. Он также образовал первую общую городскую думу. При нём в Одессе начала выходить газета на французском языке. Кроме того, Ланжерон инициировал установку в городе знаменитого памятника своему предшественнику — герцогу Ришелье.
При содействии Ланжерона в пригородах Одессы горожане начали массово строить дачи. Завёл себе дачу и сам градоначальник. Ведущая в неё арка сохранилась до наших дней. Приморский район, в котором она находилась, одесситы с тех пор называют в его честь Ланжероном.
«Ланжерон приложил старания, чтобы превратить Одессу в жемчужину у моря», — заявила в беседе с RT старший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела Государственного исторического музея Наталия Каргаполова.
По словам Виталия Захарова, современники говорили о Ланжероне как о человеке добром, благожелательном и честном, не бравшем взяток.
«Правда, чтобы считаться идеальным администратором, Ланжерону не хватало сосредоточенности и собранности. О его рассеянности ходило немало исторических анекдотов», — рассказал Захаров.
Однажды Ланжерон якобы запер в кабинете императора Александра I и ушёл, забыв о царе. Главе государства пришлось звать на помощь, чтобы его выпустили на свободу.
Забавляла окружающих привычка Ланжерона громко разговаривать с самим собой. Когда граф критиковал себя в таких «беседах», находящиеся поблизости люди порой принимали это на свой счёт, и Ланжерону приходились приносить им свои извинения.
В начале 1820-х годов Ланжерон работал над проектом административной реформы, согласно которой в Российской империи рекомендовалось отменить Табель о рангах. Александру I эти идеи не понравились, и в 1823 году Ланжерон был отправлен в отставку в связи с «преклонностью лет». Он уехал во Францию, однако, по словам историков, сильно тосковал по России.
«Ланжерон искренне полюбил Россию. Для него она стала вторым отечеством. В ней он обрёл известность и признание», — отметил в разговоре с RT президент Международной военно-исторической ассоциации Александр Валькович.
Император Николай I вернул Ланжерона в Санкт-Петербург и назначил его членом уголовного суда по делу декабристов. В дальнейшем граф участвовал в войне с Турцией, но обиделся на императора, считая своё место в армии недостаточно высоким. Он снова уволился со службы и как частное лицо поселился в Одессе. Умер Ланжерон от холеры 16 июля 1831 года во время поездки в Санкт-Петербург.
«Ланжерон не занимал высоких придворных и полководческих должностей, но всё же он сыграл огромную роль в истории России. На таких преданных своему делу администраторах держалась империя. Следует отметить, что он, в отличие от многих иностранцев, стал наполовину русским по духу и, даже выйдя в отставку, не захотел покидать нашу страну», — подытожил Виталий Захаров.