Войти в почту

Покорить безвоздушное пространство: о рекордах и трагедии первых прыжков со стратостата

Начало 1960-х годов в Советском Союзе ознаменовалось энергичным развитием военной авиации. В условиях холодной войны в нашей стране широко внедрялись новые реактивные машины, системы и оборудование; началось освоение человеком стратосферы, а после и космического пространства. В этом контексте примечательны, на мой взгляд, первые прыжки из стратосферы со стратостата "Волга" (это, кстати, последний советский стратостат), которые совершили испытатели Петр Долгов и Евгений Андреев 60 лет назад 1 ноября.

Покорить безвоздушное пространство: о рекордах и трагедии первых прыжков со стратостата
© ТАСС

От "тихоходного разведчика" к высотному стратостату

Стратостатами называют свободные аэростаты — летательные аппараты легче воздуха, — предназначенные для полетов в стратосферу, то есть на высоту более 11 км от поверхности Земли. Обычно баллон стратостата наполняется гелием. На старте его оболочка имеет вытянутую грушевидную форму, а вследствие сильного расширения газа при наборе высоты она приближалась к шарообразной.

В СССР большой интерес к аэростатам проявляли в 1930-е годы, было установлено несколько рекордов, хотя не обошлось и без тяжелых летных происшествий. Постепенно техника становилась более надежной и функциональной — например, стратостаты стали оборудовать системой терморегуляции для поддержания комфортной температуры в гондоле. Но перед войной интерес к этой теме угас, вперед выдвинулись другие задачи. Однако в середине 1950-х годов американцы буквально заполонили воздушное пространство СССР разведывательными аэростатами, оборудованными высотными фотокамерами. Бороться с ними было очень сложно.

В 1956 году Михаила Гудкова, одного из создателей истребителя ЛаГГ-3 (широко применялся на фронте в годы Великой Отечественной войны), назначили главным конструктором ОКБ-424 и поставили ему задачу создать аналогичные аппараты — они должны были стать ответом Штатам. Оценив все преимущества и недостатки "тихоходных разведчиков", получив необходимый опыт в разработке воздухоплавательной техники, Гудков в 1958 году предложил создать стратостат, способный подниматься на высоту 25 км.

Сооружение оказалось масштабным: в надутом состоянии длина оболочки построенного ОКБ-424 стратостата "Волга" превышала 100 м, объем ее составлял 72 900 кубометров. Герметичная гондола стратостата, рассчитанная на размещение двух человек в скафандрах, напоминала спускаемый аппарат космического корабля (она снабжалась приспособлением для стравливания воздуха и устройством катапультирования).

Эксперимент "Звезда"

При этом в описаниях программы эксперимента "Звезда" (для которого и строился стратостат "Волга") имеются расхождения. Одни источники говорят о выдающемся конструкторе ракетно-космических систем Сергее Королеве как главном заказчике — cекретный эксперимент "Звезда" проводился под его руководством и предназначался для тестирования спуска космических модулей на Землю в целях отработки неожиданных сценариев чрезвычайных происшествий, чтобы обезопасить космонавтов от гибели при посадке.

Другие отмечают, что, хотя гондола "Волги" была создана на основе спускаемого аппарата корабля "Восток", а оба испытателя облачились в высотные компенсационные костюмы (напоминающие скафандры), этот полет с советской космической программой связан не был. А заказчиком эксперимента выступили, мол, Военно-воздушные силы СССР — в ходе испытаний военные планировали протестировать снаряжение для систем спасения, которыми предполагалось оснастить высотные самолеты-разведчики Як-25 РВ.

Согласно заданию, Евгению Андрееву предписывалось совершить поистине невероятный затяжной прыжок с высоты более 25 км. Раскрыть парашют испытателю разрешалось лишь в 800 м от земли. Следующим должен был прыгать Петр Долгов, однако его парашют необходимо было раскрыть сразу же после расставания с гондолой.

Имелся и дублирующий экипаж в составе Ивана Камышева и Василия Лазарева.

Экипаж парашютистов-высотников

Петр Долгов родился 21 февраля 1920 года в селе Богоявленское (ныне Долгово) Пензенской области. По достижении призывного возраста отправился на службу в Красную армию, в 22 года окончил Шкотовское военное пехотное училище, в конце Великой Отечественной войны был назначен командиром стрелковой роты в 114-й гвардейской стрелковой дивизии на 3-м Украинском фронте. Участвовал в Будапештской и Венской операциях, заслужил два ордена.

После окончания в 1947 году Военно-парашютного училища Воздушно-десантных войск в Рязани Долгова направили для работы в Научно-испытательный институт (НИИ) ВВС на должность инструктора — испытателя парашютов и парашютных систем. Он первым опробовал новые образцы авиационных спасательных средств — на его счету оценка 25 типов средств спасения самолетов и вертолетов, 15 типов катапультных установок, 50 типов парашютов и 20 типов иного специального снаряжения летного состава. За испытания катапультных кресел Петру Долгову присудили Сталинскую премию. Он также установил восемь мировых и всесоюзных рекордов. Всего же он совершил 1 409 прыжков и 52 катапультирования.

Не менее внушительный список достижений имел Евгений Андреев, который родился 4 сентября 1926 года в Новосибирске. С 1937 по 1942 год он воспитывался в детском доме города Серова (Свердловская область), затем поступил на работу на завод в Нижнем Тагиле. По его признаниям, еще юношей он мечтал быть моряком, но после призыва в 1943 году в Красную армию был направлен в Армавирскую школу пилотов, незадолго до ее окончания его назначили укладчиком парашютов.

Как и Долгова, в 1947 году Андреева направили в НИИ ВВС, там его зачислили в группу испытателей парашютной техники и катапульт подполковника Василия Романюка (впоследствии заслуженного мастера спорта, заслуженного тренера СССР по парашютному спорту, которого первым среди парашютистов-испытателей удостоили звания Героя Советского Союза). Как вспоминал сам Евгений Андреев, Романюк сразу взял его "под крыло", научил многим премудростям нового ответственного дела.

Мало кто знал, что с 1954 года майор Андреев ходил (и совершал прыжки) в ортопедическом ботинке, поскольку одна нога стал короче другой вследствие травмы при одном из прыжков. Более того, ногу вообще хотели отнять, но Андреев воспротивился — врачам удалось совершить практически чудо, а испытатель сумел вернуться в строй.

Рекордный прыжок

Стратостат "Волга" был запущен с военного аэродрома Вольска Саратовской области. Когда он достиг высоты 25 458 м, согласно плану майор Евгений Андреев покинул гондолу с помощью шлюзового устройства-колодца с простейшей катапультой. Температура за бортом составляла минус 65˚ С. Во время падения стратонавт перенес огромные перегрузки и разогнался до 900 км/ч. Если подъем стратостата на высоту катапультирования занял 2 часа, то падение парашютиста длилось 4 минуты 36 секунд.

Полковнику Долгову предстояло испытать парашютную автоматику собственной конструкции, которая должна была, как я уже и отмечал, раскрыть парашют сразу после прыжка. Риск здесь заключается в том, что на подобной высоте, где практически нет воздуха, куполу парашюта практически не на что "опереться". Устройство сработало штатно, все расчеты опытного испытателя оправдались. Однако на землю спустилось мертвое тело.

Проведенное расследование показало, что Петр Долгов покинул стратостат на высоте 28 640 м. По одной из версий, в это время гондолу сильно раскачивало, и испытатель задел (ударился) стеклянным шлемом-пузырем о выступ около люка. По другой — он пробил стекло о выступающий предмет, резко встав со своего сиденья и изготовившись оттолкнуться для прыжка. В любом случае в гермошлеме образовалась небольшая трещина, которой оказалось достаточно для разгерметизации скафандра.

Трагизм ситуации заключался еще и в том, что декомпрессия не оказалась моментальной: находясь в сознании, Долгов, вероятно, понял, что произошло — например, услышав свист истекающего воздуха, — но ничего кардинально предпринять не успел, так как уже покинул гондолу и начал спуск. Впрочем, он все же снял с пояса нож и пытался обрезать некоторые стропы раскрывшегося парашюта, чтобы ускорить падение и быстрее добраться до высот, более богатых кислородом, где можно было бы раскрыть запасной парашют. Но не успел, задохнувшись в безвоздушном пространстве.

Если тело Долгова спасатели обнаружили сразу, то Андреева пришлось искать довольно долго, несмотря на разложенный на земле купол. Не желая окунаться в ледяную воду Волги, он начал с помощью строп управлять спуском, в итоге сильно отклонился от расчетной точки приземления, что и затруднило наземные поиски. Обоим испытателям — Петру Долгову (посмертно) и Евгению Андрееву — присвоили звания Героев Советского Союза.

Достижение Петра Долгова не было признано Международной авиационной федерацией (ФАИ) из-за трагического финала. Рекорд же длительности свободного падения Евгения Андреева (эти данные ФАИ не регистрирует) — равный 4 минутам 36 секундам — актуален и сегодня.

Продолжив испытательную работу, Андреев до ухода на пенсию успел выполнить около 4,5 тыс. прыжков, включая 8 из стратосферы и 8 рекордных. В 1985 году одному из первых в стране Евгению Андрееву присвоили почетное звание заслуженного парашютиста-испытателя СССР. Жил он в поселке Чкаловский Московской области, где и скончался 9 февраля 2000 года на 74-м году жизни.