Войти в почту

Профстандарт вузовского психолога создадут в России до конца 2023 года

В России появится профессиональный стандарт вузовского психолога, следует из утвержденной министерством образования и науки РФ концепции развития сети психологических служб в образовательных организациях высшего образования. Об этом сообщает пресс-служба федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия образования» (РАО).

Профстандарт вузовского психолога создадут в России до конца 2023 года
© Агентство «Москва»

«Психологическое благополучие студентов и преподавателей - основа качественного и эффективного образования в высшей школе. Сегодня многие из них по тем или иным причинам нуждаются в квалифицированной психологической поддержке, помощи специалистов в трудной жизненной ситуации. РАО и министерство образования и науки РФ в тесном взаимодействии реализуют комплекс мероприятий по поддержке и развитию психологических служб наших высших учебных заведений. Эта работа направлена, в первую очередь, на обеспечение наших студентов и преподавателей доступной и качественной психологической помощью», - цитирует пресс-служба исполняющего обязанности вице-президента РАО, главного ученого секретаря президиума РАО Виктора Басюка.

Отмечается, что работу по развитию и научно-методическому обеспечению вузовских психологических служб курирует федеральный ресурсный центр психологической службы в системе высшего образования РАО совместно с департаментом государственной молодежной политики и воспитательной деятельности министерства образования и науки РФ.

Один из самых популярных запросов, поступающих в психологические службы университетов, по данным ученых РАО, связан с трудностями адаптации студентов к обучению в вузе: новой среде, новым традициям, новым требованиям и новой системе взаимоотношений. Масштабное исследование ученых отделения психологии и возрастной физиологии РАО показало, что 20,9% первокурсников сообщают об эмоциональных трудностях, а 8,7% на первом курсе испытывают сложности в коммуникации, в том числе во взаимодействии с однокурсниками. Согласно данным РАО, подавляющее большинство проректоров, курирующих психологическое сопровождение образования в вузе, считают, что для эффективного обучения студентов нужна своя психологическая служба, работающая по актуальным направлениям психологического сопровождения студентов и научно-педагогических работников.

С целью закрыть потребность в квалифицированных кадрах в службах психологического сопровождения российских вузов утверждена концепция развития сети психологических служб в образовательных организациях высшего образования в Российской Федерации и дорожная карта по ее реализации, поясняется в материале. Согласно этим документам, в 2022 году в 15 пилотных вузах в восьми регионах Российской Федерации уже проходит апробация деятельности психологических служб, а также реализуется программа повышения квалификации и переподготовки руководителей, специалистов психологических служб, для них подготовлены методические рекомендации. В процессе разработки находятся предложения по внесению изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части обеспечения нормативной базы для организации психологической помощи обучающимся вузов и управления психологической службой в системе высшего образования.

Уточняется, что в 2023 году, согласно концепции, появится типовая модель вузовской психологической службы с единым федеральным регламентом и протоколами оказания психологической помощи, а также профессиональный стандарт психолога в системе профессионального образования, стандарт оказания психологической помощи в системе высшего образования и этический кодекс вузовского психолога. Еще одно крупное мероприятие, запланированное на 2023 год, - подготовка перечня рекомендованных психологических методик и технологий для психологических служб вузов. Также с 2023 года начнутся регулярные популяционные исследования психологического благополучия студентов в России.

Ранее интернет-издание «Подмосковье сегодня» публиковало беседу с психологом Ириной Переломовой, в которой специалист рассказала о главной ошибке родителей при выборе дополнительных секций и кружков для ребенка.