Можно ли мобилизованным менять военно-учетную специальность?
Новые вопросы возникли к правомерности смены военной учетной специальности (ВУС) и заключении контрактов на местах. Обращения такого рода сейчас поступают в редакцию Business FM, таких историй много и в соцсетях.
Родственники таких мобилизованных через военную прокуратуру подают жалобы, и закон встает на их сторону. Комментирует юрист по военному праву Иван Самарин:
Иван Самарин юрист по военному праву «Они не могут поменять ВУС и «выкручивают руки», для того чтобы человек подписал контракт. У него и так статус военнослужащего по контракту, согласно указу президента от 21 сентября о мобилизации. Поэтому, заставлять подписывать контракт неправомерно. При этом, даже на контракте указывается ВУС, и нужно научить человека этому. Соответственно нельзя поменять ВУС, допустим, с телефониста на механика-водителя. То есть поменять ее можно, конечно, но это будет незаконно, нелогично и вредно для всех, просто исходя из чистой эффективности деятельности боевого подразделения».
К Business FM обратились москвичи, призванные как матрос и авиамеханик. Их специальности оказались сейчас невостребованными: им не смогли подобрать подходящую должность для участия в военной операции. И теперь им предписывают стать стрелками и подписать соответствующий контракт, а за отказ грозят уголовными статьями о неисполнении приказа и госизмене.
31-летнего авиамеханика Сергея мобилизовали 15 октября. Повестка пришла на почту, но он добровольно отправился в военкомат и был готов служить по своей специальности. У молодого человека зрение минус 8, многочисленные переломы и сотрясения.
На медкомиссии отметили плохое зрение и присвоили категорию «В», но с учетом обстоятельств военком признал его годным и дал сутки на сборы. Вот что рассказал Сергей:
«Наш военком сказал, что у него, так как он является военным комиссаром, есть право менять нам должность на ту, которая по его мнению, является первичной, то есть должность стрелка. Забрал наши военные билеты и ушел прописывать ручкой сверху воинские специальности стрелков. После чего полковник, который в части был, сказал, что он не согласен с этим произволом и не будет брать нас с испорченными военными билетами, не хочет под трибунал. И сказали, что вызывают высших чинов прокуратуры по РВСН и Московской области для того, чтобы составлять дело на нашего подполковника, потому что он не согласен с тем, что нарисовали в наших военных билетах».
В ситуацию вмешалась ногинская прокуратура, там заявили, что действия комиссара незаконны.
У юриста Артема Мугунянца другое мнение: по его словам, в рамках военного времени военкомы имеют право как самостоятельно изменять ВУС мобилизованных, так и предлагать им подписать контракт:
Артем Мугунянц юрист «В текущем правовом режиме, когда человека мобилизуют, он идет по штатам военного времени. И с ним могут сделать в военкомате, после того, как призвали, все что угодно. Это нарушение прав гражданина, но гражданин изначально, когда пришел в военкомат, был согласен с тем, что его призывают, и он пойдет служить, защищать Родину, по его мнению, исполняя патриотический долг. Если он не готов, то перед посещением военкомата нужно сначала найти право на освобождение или отсрочку законную, и только после этого идти в военкомат. А контракты заключаются для того, чтобы подтвердить эти все нарушения, что призывник со всем был согласен. Его же никто не может заставить подписать этот контракт. Он его сам подписывает».
Вечером в пятницу 21 октября Сергея вместе с другими призванными, которые не подписали контракт, вернули в Москву. И отпустили под расписку по домам, обязав явиться в военкомат в понедельник для дальнейших разбирательств.
Глава оборонного комитета Госдумы Картаполов заявил, что почти 10 тысяч человек, призванных в рамках частичной мобилизации, вернули домой по различным причинам, и ошибочно призванных продолжат возвращать.