Борис Вишневский: Где в законодательстве установлен запрет называть войной "специальные" или другие операции?

В мае 2022 года я направил обращение Генеральному прокурору РФ Игорю Краснову. Со ссылками на нормы Конституции, международно-правовые акты и постановления Конституционного суда о свободе слова, свободе выражения мнений и убеждений, и о свободе выражения разнообразных взглядов, критики и оппозиции как конкретном показателе демократизма общества. В связи с уже тогда многочисленными случаями привлечения граждан к ответственности, я просил в соответствии с статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», как правоприменителя, дать разъяснение по ряду правовых вопросов. 1. Имеют ли граждане Российской Федерации право публично высказывать свое критическое (негативное) мнение о специальной военной операции РФ на территории Украины или любое такое выражение критического мнения будет являться "дискредитацией использования Вооруженных Сил РФ" в смысле ст. 20.3.3 КоАП РФ или ст. 280.3 УК РФ? 2. В связи с многочисленными претензиями правоохранительных органов к гражданам, я просил сообщить, является ли правонарушением публичная демонстрация украинского флага, а также сине-желтых цветов, определяющих цветовую гамму этого флага. 3. Является ли правонарушением публичное выражение мнения о том, что специальная военная операция РФ на территории Украины является "войной с Украиной", или такое выражение мнения допустимо?

Борис Вишневский: Где в законодательстве установлен запрет называть войной "специальные" или другие операции?
© Daily Moscow

Я указывал, что однозначный ответ на эти вопросы необходим для того, чтобы граждане существовали в поле правовой определенности. И могли предсказывать последствия своих действий.

С опозданием почти на два месяца и только после повторного обращения, Генпрокуратура прислала прилагаемый ответ. На первые два вопроса ответа нет вообще. Что является прямым нарушением законодательства об обращениях граждан и организаций. На третий вопрос мне отвечают, что состояние войны объявляется федеральным законом в определенных случаях, и таким образом "наименование проводимой Вооруженными Силами РФ специальной операции на территории Украины "войной" противоречит установленным действующим законодательством требованиям".

Сразу возникает вопрос: каким именно требованиям действующего законодательства это противоречит? Где в действующем законодательстве установлен запрет называть так "специальные" или другие операции, и где и в каком виде установлена ответственность за нарушение этого запрета?

Напомню, что в 1994-2009 годах "наведение конституционного порядка" и "контртеррористическая операция" в Чечне происходили без объявления войны. Однако, общепринятым на протяжении многих лет, употребляемым многими официальными лицами, вошедшим в учебники и энциклопедии, является выражение "война в Чечне" или "чеченская война". Означает ли это, что называя происходившее тогда "войной", тоже "дискредитируют" российские Вооруженные Силы?

В связи с тем, что ответы на два вопроса не даны вообще, а ответ на третий вопрос - неконкретен, рассматриваю возможность обращения в суд. Чтобы признать ответ незаконным и обязать ответить по существу.

Опубликовано на Daily Moscow по информации из официального Telegram-канала автора.