Законопроект об обеспечении проведения Вооруженными силами России операций за рубежом принят Госдумой в первом чтении. Он дает право кабмину вводить специальные экономические меры на время специальных военных операций. В том числе Минобороны, МЧС, Росгвардия и ФСБ смогут увеличивать или сокращать объем товаров и услуг по уже заключенным контрактам.
Принимаемые поправки не ведут к переходу всей экономики на военные рельсы, подчеркнул вице-премьер Юрий Борисов на выступлении в Госдуме:
«Данные поправки не предполагают перепрофилирования мощностей предприятий гражданских секторов экономики для нужд ВС, а также прекращения договоров предприятий ОПК перед контрагентами, заключенных вне рамок гособоронзаказов. Особо хочу обратить ваше внимание на вопрос привлечения к сверхурочной работе. Все работники, привлеченные к такой работе, получат предусмотренную законодательством повышенную оплату за счет компенсированных организациям затрат в рамках госконтрактов в соответствии с трудовым законодательством РФ. Эта мера не будет носить массовый характер и позволит ликвидировать дефицит отдельных специалистов в ряде организаций ОПК для выполнения контрактов».
Вице-премьер говорил о повышении зарплат рабочих предприятий именно оборонного сектора, а не гражданского. Заводы, не связанные с гособоронзаказами, по идее, под новый закон не попадают.
В свою очередь на Украине был принят закон из той же сферы — «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения». Он дает право правительству отменять некоторые положения Кодекса законов о труде, а также увеличивает рабочие часы, позволяет увольнять работников, не платить им за переработки и так далее. И гражданских предприятий он тоже касается.
О том, кого затронет новый российский законопроект и возможны ли в нем допущения, как в украинском варианте, Business FM спросила вице-президента Торгово-промышленной палаты Елену Дыбову:
— Прежде всего он коснется предприятий оборонно-промышленного комплекса, которые заняты в сфере выполнения гособоронзаказа.
— Говорится, что закон не предполагает перепрофилирования гражданских предприятий для нужд ВС. Для чего тогда он нужен?
— Мы неоднократно слышали, что, к сожалению, сроки военной операции корректируются, она становится достаточно продолжительной с точки зрения первоначальных планов. Поэтому я думаю, что прежде всего это вопрос мобилизационной модели для наших оборонщиков. Скорее всего, гражданские предприятия действительно на сегодняшний день не перейдут в такой режим, вместе с тем все-таки значительное число гражданского бизнеса в той или иной степени завязаны в том числе в цепочке поставщиков. Но заявление Борисова как раз расставило акцент на том, что новые условия будут касаться только оборонки. Это значит, что для остальных предприятий те вопросы, которые связаны с режимом работы, с ценами, насколько мы поняли, для гражданского сектора, для бизнеса, пока все остается в пределах тех законодательных норм, которые были приняты до начала спецоперации.
— В марте на Украине был принят во многом похожий закон, он дает право, по сути, отменить многие положения законов о труде. Возможны ли в нашем новом законе подобные допущения?
— Я думаю, что нет, потому что мы с вами живем в разных законодательных условиях с Украиной. Ключевое — это военное положение. В России военное положение не объявлялось. Пока правовой статус — это специальная военная операция, и нормы, которые сейчас применяются и в трудовом законодательстве, и с точки зрения других законов, — это нормы мирного гражданского времени. И это принципиальная разница на сегодня. Думаю, пока нас эта ситуация законодательно никак не касается.
Как добавил вице-преьмер Юрий Борисов, госзаказчики смогут изменять объем гособоронзаказа более чем на 10%. Таким образом, прежние ограничения поправки снимают. Это позволит сократить сроки размещения дополнительных объемов гособоронзаказов и доведения авансовых платежей до организаций ОПК. Также, отметил Борисов, поправки дают право исполнителям заказов закупать продукцию у единственного поставщика.