Покой нам только снится: сейчас в мире насчитывается 27 неразрешенных крупных конфликтов

За последние годы количество вооруженных конфликтов только выросло, мир становится все более агрессивным. Специальная военная операция на Украине, на которую сейчас направлено основное внимание всех мировых СМИ, — далеко не единственное вооруженное противостояние. Около четверти населения Земли в той или иной степени участвует или вовлечено в военные конфликты и их последствия.

Покой нам только снится: сейчас в мире насчитывается 27 неразрешенных крупных конфликтов
© Вечерняя Москва

Весь мир напряженно следит за ходом боевых действий на Украине. Этот конфликт находится в центре внимания всех мировых СМИ. Однако он далеко не единственный сейчас на планете. Как обстоят дела в других местах и к каким последствиям может привести разрастание числа вооруженных конфликтов? Вопреки распространенному обывательскому представлению (особенно популярному, конечно, до начала военных действий на Украине), мир в последние годы становился все более воинственным, а вовсе не дружелюбным. Просто большинство конфликтов происходят вдалеке от «цивилизованного мира», поэтому он предпочитает их часто не замечать, хотя они длятся годами и даже десятилетиями.

Большие и малые

Число вооруженных конфликтов разной интенсивности и природы происхождения в последние годы неуклонно нарастало.

В настоящее время, согласно Global Conflict Tracker Совета по международным отношениям, в мире насчитывается 27 действующих (неурегулированных) конфликтов. Их обычно классифицируют по трем группам: «ухудшающиеся», «замороженные» и «улучшающиеся». Так вот, на текущий момент нет ни одного конфликта, ситуацию вокруг которого можно было бы охарактеризовать как «улучшение».

По данным ООН, в районах, страдающих от военных конфликтов или их последствий, проживает четверть всего населения Земли. Только в прошлом году 84 миллиона человек были насильственно перемещены из мест постоянного проживания из-за военных конфликтов, политического или этнического насилия и нарушений прав человека. В этом году не менее 274 миллионов человек, по предварительным оценкам, будут нуждаться в гуманитарной помощи. Экономические последствия больших и малых войн чудовищны. Так, 10 наиболее пострадавших от конфликтов стран теряют в среднем 41 процент своего ВВП. Эти последствия будут сказываться еще десятилетиями. Воюющие страны могут отстать от мирового прогресса навсегда. Большие и малые войны «съедают» до 80 процентов всех гуманитарных потребностей человечества. Несколько лет назад было подсчитано, что совокупный «ущерб» от военных конфликтов во всем мире составил 14 триллионов долларов. Этой суммы было бы достаточно, чтобы покончить с голодом во всем мире 42 раза. Если ее употребить не на войны, а на решение именно таких гуманитарных проблем. Однако с тех пор военные издержки только возросли. В этом году «цена конфликтов» будет точно больше. Рассмотрим лишь самые масштабные конфликты.

Ожесточенное противостояние

Продолжается война в Сирии, в которой участвуют правительственные силы, многочисленные исламистские группировки, а также зарубежные страны, включая Россию и Турцию. Особенно ожесточенные столкновения идут на севере страны, в районах проживания курдов, против которых Турция начала очередную военную спецоперацию. В результате длящейся уже более 8 лет войны около 12,4 миллиона человек — почти 60 процентов населения Сирии — голодают. Это наивысший показатель за всю историю Сирии. Более 13 миллионов сирийцев были насильственно перемещены с начала войны (включая 6,6 миллиона беженцев и более 6 миллионов внутренне перемещенных лиц). По меньшей мере 2 миллиона человек живут в палаточных городках с ограниченным доступом к элементарным удобствам.

«Средневековье» в Афганистане

Нельзя сказать, что после вывода американских войск и возвращения к власти талибов (организация запрещена в РФ) разрешился многолетний конфликт и в Афганистане. Сегодня более половины населения этой страны живет за чертой бедности, сталкиваясь с острой нехваткой продовольствия. Хотя общий уровень политического насилия снизился после прихода к власти талибов (организация запрещена в РФ), в целом насилие в отношении гражданского населения, и особенно женщин, сохраняется. Этнические и религиозные меньшинства, женщины и члены бывшего правительства и аппарата безопасности столкнулись с очень серьезными репрессиями. Вооруженные столкновения также продолжаются в разных частях страны, хотя и с меньшим размахом. Афганистан вползает в Средневековье, эту ситуацию точно нельзя назвать «улучшением».

На грани голода

Вот уже более семи лет Йемен вовлечен в кровавую гражданскую войну между правительственными силами, поддерживаемыми Саудовской Аравией, и боевиками-хуситами (организация запрещена в РФ), поддерживаемыми Ираном. Война в Йемене носит многоуровневый характер и уже привела к глубокой раздробленности страны. Фактически сегодня можно говорить о том, что единого йеменского государства больше не существует. Официально признанный ООН президент Абд-Раббу Мансур Хади проживает в Саудовской Аравии, он бежал из страны, тогда как хуситы контролируют столицу Йемена Сану. Временная столица правительства Хади, город-порт Аден, находится в руках сепаратистского Южного переходного совета (ЮПС). За время войны почти четверть миллиона человек были убиты, сотни тысяч людей оказались на грани голодной смерти, при том, что еще и до начала боевых действий с 2015 года Йемен был одной из беднейших стран арабского мира. Теперь уже 4 миллиона человек были вынуждены покинуть свои жилища (включая миллион внутренне перемещенных лиц). Блокада побережья Йемена ограничила количество гуманитарной помощи, поступающей из-за рубежа.

Мьянма. Вспышка репрессий

Внутренний конфликт в Мьянме (бывшая Бирма) можно считать самой продолжительной гражданской войной в мире. Она длится уже более 60 лет. Еще лет десять назад была некоторая надежда, что страна откажется от репрессивного военного правления, но надежды на демократические реформы не оправдались. Военные сохранили контроль над большей частью политических и даже экономических процессов. В 2017 году вооруженные силы Мьянмы и силы безопасности начали кампанию этнической чистки против мусульманского меньшинства рохинджа, убив тысячи людей и сжигая десятки деревень дотла. Около 880 000 беженцев-рохинджа покинули страну.

Очередная вспышка репрессий произошла в прошлом году, когда в ответ на попытку Национальной лиги за демократию прийти к власти демократическим путем на выборах военные совершили госпереворот, взяв всю власть в свои руки, жестоко подавив выступления протеста. Репрессии породили вооруженные выступления ряда этнических групп в лице таких, как Армия независимости Качина, Каренский национальный союз. Завязались ожесточенные бои в провинциях Качин и Кайин.

Неспокойная Африка

Ожесточенный характер носит многолетний конфликт в Эфиопии между центральным правительством страны и администрацией северного региона Тыграй (НФОТ). Прошлый год принес самую сильную вспышку насилия с момента окончания эфиопско-эритрейской войны в июне 2000 года. Попытка правительства Эфиопии лишить НФОТ контроля над регионом Тыграй привела к попыткам его оккупации (неудачной), вызвавшей многотысячные жертвы среди мирных жителей. На фоне засухи, хронических неурожаев и катастрофических наводнений на севере страны в Эфиопии воцарился настоящий голод. Вдобавок к этому Эфиопия стала еще и пристанищем для второй по величине группы беженцев на африканском континенте, приняв около 800 тысяч только зарегистрированных беженцев из Эритреи, Сомали, Южного Судана и Судана. Люди бегут в нищую и голодную Эфиопию потому, что на их родине жизнь еще хуже.

Южный Судан провозгласил независимость от Судана в 2011 году, но это не принесло стране ни спокойствия, ни благополучия. Гражданская война в Южном Судане (между правительством и оппозицией) продолжается по сей день с переменным успехом каждой из сторон. Несмотря на многочисленные поддерживаемые международным сообществом попытки заключить перемирие, насилие в отношении гражданского населения продолжается. Более 7 миллионов человек — 60 процентов населения — находятся на грани голода.

Многолетняя нескончаемая череда конфликтов охватила африканский регион Сахель (тропический регион, являющийся своеобразным «мостом» между пустыней Сахара на севере и более плодородными землями на юге, известными как регион Судан (не путать с одноименным государством). На территории Сахеля расположены 12 стран, тут проживают 300 миллионов человек. Регион терзают бесконечные мелкие и крупные конфликты, отягощенные засухой и, как результат, голодом. В прошлом году эпицентрами политических конфликтов стали Буркина-Фасо и Мали. В частности, вспышки насилия в Буркина-Фасо в значительной степени были вызваны деятельностью связанной с «Аль-Каидой» организации «Джамаат Нусрат аль-Ислам валь-Муслимин» (обе организации запрещены в РФ). Боевики, сотрудничающие с JNIM, в течение прошлого года совершили несколько террористических атак с большим количеством жертв.

Конфликты терзали и соседний Нигер, где активизировалась деятельность отделения «Великой Сахары в провинции Западная Африка» запрещенного в России ИГИЛ. Некоторое снижение напряженности наблюдалось лишь к концу прошлого года в Мали. Ситуацию во многом удалось взять под контроль силами нанятых правительством подразделений российской ЧВК «Вагнер». Крайняя нестабильность сохраняется в одной из богатейших нефтью стран Африки Нигерии, особенно в северной и южной частях страны. Так, на севере не прекращает свою подрывную деятельность исламистское террористическое движение «Боко Харам» (запрещено в РФ). Восстание сепаратистов в провинции Биафра стало причиной беспорядков на юге. В результате только за прошлый год от политического насилия в Нигерии погибли почти 10 тысяч человек. К тому же в прошлом году участились столкновения между «Боко Харам» и отделением запрещенного ИГИЛ в Западной Африке, которое одновременно укрепляет свои позиции в районах вокруг озера Чад.

За чертой бедности

На грани того, чтобы превратиться в failed state, уже который год балансирует Ливан. Он живет в состоянии перманентного конфликта и поэтому так и не выбрался из глубочайшего кризиса, в результате которого более трех четвертей населения оказались за чертой бедности. Это приводит к массовым беспорядкам и столкновениям военизированных формирований. В стране заметнее всего шиитские движения, «Хизбалла» и «Амаль», с одной стороны, и христианские «Ливанские силы» — с другой. Они бесконечно воюют между собой. Времена, когда многонациональный Ливан был богатейшей страной Ближнего Востока, остались далеко в прошлом. В общем, мир явно идет куда-то не туда. Иной раз кажется, что перестать воевать друг с другом по всяким поводам людей может заставить лишь нашествие инопланетян. Вот тогда-то люди и сплотятся. Но будет поздно.

КСТАТИ

Кроме крупнейших и хорошо всем известных войн в мировой истории всегда были остававшиеся в тени многочисленные вооруженные конфликты. Только в XX веке после окончания Великой Отечественной в столкновениях в Корее, Вьетнаме, Афганистане и Ираке продолжали погибать миллионы. Одна гражданская война в Китае унесла огромное количество жизней. Началось противостояние еще в 20-е годы и вспыхнуло с новой силой после капитуляции Японии. Тогда в сражениях между «белыми» гоминьдановцами и «красными» последователями Мао Цзэдуна с 1946-го по 1950 год погибло, по разным данным, от 3 до 6 миллионов человек. Еще до окончания боевых действий в южных провинциях, 1 октября 1949 года, с ворот Тяньаньмэнь Мао Цзэдун провозгласил образование Китайской Народной Республики со столицей в Пекине. Сам Мао стал председателем правительства новой республики.