Глава Каховки: в новую администрацию взяли тех, кто не побоялся ответственности
Глава временной военно-гражданской администрации Каховки (Херсонская область) Павел Филипчук рассказал в интервью ТАСС о текущей ситуации в городе, о том, как налажены поставки из России и какую еще ждут помощь.
— Какая в городе обстановка, что происходит?
— В плане военных действий у нас тихо, но при этом обстановка достаточно критичная. Продукты в городе на исходе, посевная кампания тоже на грани срыва — мало кто заходит в поля. Поливные работы организовали, но фермерам нужно понимание того, что они свою продукцию смогут довести до урожая, для этого нужны средства защиты, химия, удобрения. Пока из РФ к нам это не приезжает.
Также очень слабо идет вывоз сельхозпродукции в сторону Крыма. Уже появились конвои, коридоры, мы вывозим, но нужно увеличивать объемы, чтобы сельхозпроизводители вывезли продукцию и появилась какая-то денежная масса, какие-то оборотные средства, потому что денег в городе физически практически нет. Банки не работают, те деньги, которые есть у людей на карточках, снять почти невозможно, денежная масса вымыта.
Но есть какие-то положительные моменты. На днях запустили первую аптеку, наладили поставки лекарств из Крыма. Позавчера нам привезли первую гуманитарную поставку инсулина и "Эутирокса" (для щитовидной железы). Сейчас нам необходим гемодиализ, нужны лекарства для больницы.
На днях была первая поставка топлива из Крыма, бензин появился на заправках. Цена еще достаточно высокая, конечно. Нужны более объемные поставки топлива также для сельхозпроизводителей.
В некоторых городских службах критическая ситуация по зарплате, по ГСМ, по запчастям. Например, водоканал, вывоз мусора. Предприятия работают на грани своих возможностей.
— Какие сейчас деньги в ходу?
— В основном гривны, потому что рублей еще мало. Рубли появляются, только когда фермеры вывозят продукцию, продают ее и сюда какие-то рубли завозят. Но в основном они их в оборот не пускают, приберегают, не знают, что будет завтра. Надеемся на единоразовые выплаты, которые обещали произвести со стороны РФ — по 10 тыс. рублей, которые обещали выдать пенсионерам и бюджетникам. Пока их нет. Это, конечно, значительно увеличит объем денежной массы, у людей появится покупательная способность, и будет смысл уже завозить сюда более широкий ассортимент разных товаров. Если здесь начнут появляться российские рубли, это перенастроит морально и социально значительную часть населения, даст уверенность в том, что РФ заходит надолго.
— Сколько человек проживает в городе, сколько эвакуировалось?
— Население города — 37 тыс., выехало уже около 40%.
— Есть какие-то планы по дальнейшей эвакуации, как происходит этот процесс?
— Самостоятельно. Люди просто организовывают транспорт и выезжают в сторону Крыма.
— А какие-то препятствия на пути встречаются?
— Нет. На блокпостах проводят досмотры и пропускают.
— Что касается гражданской инфраструктуры, как все работает, насколько она пострадала?
— Ничего не пострадало. У нас боевых действий не было. Вся инфраструктура целая, при этом часть учреждений не работает. Магазины все закрыты, какие-то продукты можно купить только на рынке. Силовая инфраструктура, разумеется, отсутствует: прокуратура, суды.
Полицию мы дней десять назад открыли. Вышли первые шесть, а на сегодняшний день работают десять сотрудников полиции. Организовали самостоятельными усилиями.
— А как местное население реагирует на российских военных, есть какие-то протесты, столкновения?
— Были митинги. На последнем митинге российским военнослужащим пришлось применить силу. При этом сила применена была уместная, потому что жители начали активно провоцировать, некоторые дергали военных, и митинг был разогнан. После этого никаких массовых мероприятий и протестов не проводится. Кто-то привык, кто-то спокойно сразу реагировал, кто-то до сих пор боится присутствия военных.
Есть люди пророссийски настроенные, есть проукраински настроенные. Каких-то националистов, нацистов у нас практически нет. Это область южная, русскоязычная. Значительная часть населения нейтральна — просто хочет спокойно жить, работать. Для них не принципиальны государственные атрибуты.
— Как устроена ваша администрация?
— Вся наша администрация разбежалась после того, как мэр подал в отставку и меня назначили главой временной военной гражданской администрации. Поэтому набрали тех людей, которые не побоялись взять на себя ответственность, находиться не в безопасности. Нас сейчас работает около 30 человек. В основном это те люди, которые занимаются социальным и гуманитарным направлением, отдел, который занимается финансовым контролем, упорядочивает торговлю в городе — стихийную, незаконную. Также работает юридический отдел. Недавно у нас появился отдел экономики, начали его формировать.
Мы хотим сейчас ввести разрешительную систему, у нас готовы документы по формированию временного бюджета, по формированию временных патентов, временных налогов, временных правил финансово-хозяйственной деятельности, которая присутствует в городе.