Войти в почту

Последний полет Суламбека Осканова

Ровно 30 лет назад, в феврале 1992 года, генерал-майор авиации Суламбек Осканов совершил подвиг, за который был первым удостоен звания Героя России. Его именем названы школы, улицы, площади, самолеты и аэропорт, а в его родной школе в селе Плиево ему посвятили целый зал школьного музея. Там хранятся личные вещи летчика — скафандр, нагрудные значки, листки из записной книжки, документы испытательной эскадрильи, фотографии и аудиозаписи с воспоминаниями его друзей.

Последний полет Суламбека Осканова
© «Это Кавказ»

С мечтой о небе

Он с детства мечтал о небе. В далеком Казахстане, где многодетная семья Оскановых жила в годы депортации, совсем еще юный Суламбек любил лежать на стогу сена, часами вглядываясь в бездонное звездное небо. Спустя годы его мечты о полетах к звездам переросли в увлечение авиацией.

Вернувшись в родные края из ссылки, юноша поступил в ремесленное училище в Грозном. Одновременно занимался в местном аэроклубе, осваивал прыжки с парашютом. В 1966 году он с отличием окончил Качинское высшее военное авиационное училище, считавшееся одним из лучших в СССР, и по настоянию руководства вуза остался там работать летчиком-инструктором. Стал мастером спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах. Затем была военно-политическая академия и годы безупречной службы в авиационных полках Советской группы войск в Германии и Венгрии.

За отличную службу Осканов получил должность старшего летчика-инспектора Службы безопасности полетов Военно-воздушных сил СССР. Но отсиживаться в Генеральном штабе в Москве не захотел, а попросился в боевую часть, и эту просьбу удовлетворили. Так в 1987 году в звании полковника Суламбек Осканов попал в Липецкий центр боевой подготовки и переучивания летного состава, где проводилась переподготовка пилотов на самых современных самолетах, и уже через полтора года работы возглавил центр. Но даже после назначения на должность начальника центра и присвоения ему звания генерал-майора авиации Осканов продолжал летать.

Роковой МиГ

За годы службы летчик стал настоящим асом высочайшего уровня — за его плечами были тысячи часов полетов. Именно поэтому Суламбеку Осканову одному из первых в ВВС было доверено освоить новейший истребитель 4-го поколения — МиГ-29. И он освоил его в совершенстве. По воле судьбы, именно на МиГ-29 генерал и совершил свой последний полет.

7 февраля 1992 года во время ночного полета в сложных метеорологических условиях в том самом МиГ-29, за штурвалом которого сидел генерал-майор Осканов, отказала система управления, была потеряна пространственная ориентировка. Самолет падал, и вывести его из пике было невозможно, но даже в такой, казалось бы, абсолютно безнадежной ситуации у пилота есть шанс выжить — катапультироваться.

Но когда истребитель вышел из густой облачности, летчик увидел перед собой стремительно приближающиеся огни населенного пункта. Счет шел уже на секунды. Осканову удалось осуществить сложный маневр и увести самолет от жилых домов, в которых мирно спали люди. Боевая машина рухнула в 50 метрах от крайнего дома в поселке Хворостянка Добринского района Липецкой области. Сам летчик спастись уже не успел.

Сослуживцы Суламбека Осканова выехали на место падения самолета и начали поисковые работы. У них оставалась надежда, что генералу все же удалось спастись. Но, к великому сожалению, надежды не оправдались.

Наутро после катастрофы на место падения самолета Осканова прибыла комиссия. Военных интересовали причины отказа системы управления самолетом, приведшего к такой катастрофе. Только после трагедии конструкторы выявили брак в одном из узлов МиГов, который впоследствии был устранен, и подобные аварии больше не повторялись.

Первый среди Героев

Хоронили генерал-майора Осканова в его родном селе Плиево в Ингушетии. На траурную церемонию приехали многие известные люди, включая вице-президента России Александра Руцкого и командующего Военно-воздушными силами Петра Дейнекина. В память о погибшем над собравшимися на бреющем полете прошли несколько звеньев самолетов МиГ-29.

На похоронах Руцкой пообещал, что вернется в Москву и попросит президента Бориса Ельцина присвоить Осканову звание Героя России. Но, хотя президентский указ о нем был подписан первым, по решению наградного комитета Звезда Героя России под номером 1 досталась космонавту Сергею Крикалеву, а генерал-майора Суламбека Осканова посмертно удостоили награды под номером 2.

Заслуженный военный летчик СССР, заслуженный специалист Вооруженных Сил СССР, кандидат военных наук Суламбек Осканов за время службы в авиации был награжден орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» третьей степени, многими медалями. После трагической гибели Осканова его имя было присвоено аэропорту «Магас», нескольким улицам и школам в Липецке и Республике Ингушетия, а на территории аэропорта «Магас» и на месте крушения самолета в Липецкой области установлены памятники.

Само место падения самолета липецкие военные летчики между собой называют «точкой Осканова», и каждый раз перед взлетом они обращают свой взгляд в эту сторону, как будто прося благословения.