Крушение казанского вертолета в Удмуртии: провал операции спасения, 30-летняя машина

Спасатели искали экипаж 10 часов

Крушение казанского вертолета в Удмуртии: провал операции спасения, 30-летняя машина
© Реальное время

Накануне в Удмуртии потерпел крушение вертолет Ми-2 с регистрационным опознавательным знаком "RA-15671", на борту находились два человека — пилот Дамир Гафуров и сотрудник АО "Транснефть — Прикамье", бортоператор Удмуртского РНУ Илья Хромов. Их поиски велись почти десять часов — для этого МЧС сформировало оперативный штаб поисково-спасательной операции, которая, впрочем, была не особо удачной, — привлекли 60 человек и 20 единиц техники.

Жесткую посадку вертолет совершил примерно в 14.00 (по мск), спустя два часа после вылета с аэродрома в Ижевске. Перед этим от командира судна поступило сообщение о некой внештатной ситуации. О чем конкретно он информировал, не уточняется, известно лишь, что в момент крушения вертолет возвращался к месту базирования в аэропорт Ижевска.

МЧС сформировало оперативный штаб поисково-спасательной операции, привлекли 60 человек и 20 единиц техники. Фото: 18.mchs.gov.ru

После начала поисков в ГУ МЧС России по Удмуртии дали понять, что оба члена экипажа живы — они выходили на связь. В интернете появились аудиофайлы, на записи якобы звучали голоса мужчин. Там повторялось лишь одно слово — "холодно". Температура, к слову, была около 10 градусов мороза.

В итоге многочасовые поиски закончились только ближе к полуночи — вертолет и членов его экипажа удалось найти лишь около 23.40 (по мск). То есть люди пробыли на морозе после ЧП целых 10 часов.

Пилот Дамир Гафуров умер, а Илью Хромова госпитализировали в больницу. По данным АО "Транснефть — Прикамье", он находится в реанимации 1-й Республиканской клинической больницы Ижевска. Во время жесткой посадки он получил несколько травм, а из-за длительного нахождения на морозе у него диагностировали переохлаждение. Врачи оценивают состояние выжившего как стабильно тяжелое, угрозы его жизни нет.

Пилот Дамир Гафуров умер, а Илью Хромова госпитализировали в больницу. Фото: 18.mchs.gov.ru

Причины происшествия пока неизвестны, их выяснением занимается Центральное межрегиональное следственное управление на транспорте СКР. Ведомство уже возбудило уголовное дело по признакам нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 263 УК РФ).

В Следкоме заявили, что происшествие случилось "в результате нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта". Однако окончательные выводы о причинах и виновности ответственных лиц обещали сделать лишь после завершения всех необходимых следственных действий. Уже допрашиваются свидетели и собираются доказательства.

И вопросы, очевидно, должны возникнуть в том числе к спасателям: почему операция заняла так много времени?

Многочасовые поиски закончились только ближе к полуночи. Фото: 18.mchs.gov.ru

На "Казанском авиапредприятии" никакой информации пока нет

Как выяснилось позже, вертолет, получивший в результате жесткой посадки значительные механические повреждения, принадлежит АО "Казанское авиапредприятие". Полет он совершал в целях патрулирования участков магистральных нефтепроводов Холмогоры — Клин и Сургут — Полоцк, принадлежащих АО "Транснефть — Прикамье".

Компании в 2019 году по результатам открытых торгов заключили договор авиационного обслуживания. Облет трассы трубопровода проводился накануне в соответствии с этим документом, рассказали в АО "Транснефть — Прикамье".

"Казанское авиапредприятие" пока воздерживается от официальных комментариев.

— Никакой информации пока нет, — сообщили "Реальному времени" в компании. Отметим, что ответ опередил запрос — корреспондент не успел задать интересующий вопрос.

Генеральный директор Магомед Закаржаев взял трубку, но тоже отказался от комментариев.

В начале прошлого года "Казанское авиапредприятие" называло АО "Транснефть — Прикамье", наряду с АО "Транснефть — Урал", своим основным заказчиком. Компания рассказала, что в декабре 2019-го подписала с ними контракты, выиграв крупные тендеры на облет трасс магистральных трубопроводов вертолетами Ми-8, Bell 206 и самолетами Ан-2. В перечне значился и потерпевший крушение Ми-2.

Контракты с компаниями "Транснефти" заключались на солидные суммы. Например, в начале 2020-го стало известно, что башкирское АО "Транснефть — Урал" заплатит "Казанскому авиапредприятию" 579,6 миллиона рублей за воздушное патрулирование состояния трубопроводов компании.

Многомиллионные контракты "Казанского авиапредприятия"

Это, впрочем, не единственные клиенты "Казанского авиапредприятия" — в 2019-м ему удалось выиграть все тендеры, в которых оно приняло участие. В итоге год назад компания заявила, что "обеспечена гарантированной стабильной работой" на ближайшие два года, то есть на уже прошедший 2020-й и заканчивающийся 2021-й.

По данным системы "СПАРК-Интерфакс", сумма контрактов "Казанского авиапредприятия" за 2019 год составила почти 80 миллионов рублей. Однако это далеко не предел. В 2018-м эта сумма составляла 145,3 миллиона.

В декабре 2019 года "Казанское авиапредприятие" также заключило контракты с филиалами ФГУП "Госкорпорация по ОРВД" на оказание услуг по поисково–спасательному обеспечению — дежурства вертолетов и их экипажей в Приволжской и Центральной зоне авиационно-космического поиска и спасания. Для этих целей Ми-8 разместили в Казани, Уфе и Нижнем Новгороде.

С началом коронакризиса суммы контрактов резко сократились, хотя достоверно утверждать, что на цифрах отразились пандемия коронавируса и меры по борьбе с ней, нельзя. В 2020-м сумма составила 3,2 млн рублей, а в 2021-м — почти 2,8 миллиона.

Всего "Казанское авиапредприятие" участвовало в 61 аукционе, что дало компании 52 заключенных контракта, следует из данных базы "СПАРК-Интерфакс".

Среди заказчиков можно найти ФБУ "Авиалесоохрана". Однако, пожалуй, учреждение больше не будет нуждаться в услугах "Казанского авиапредприятия" — в этом месяце ФБУ получило два новых многоцелевых вертолета Ми-8-МТВ-1, собранных на Казанском вертолетном заводе.

Миллиардный доход за 2020-й

"Казанское авиапредприятие" зарегистрировано в столице Татарстана в июле 1998 года. Уставный капитал по состоянию на 2010-й оценивается в 12,7 миллиона рублей.

Все финансовые показатели "Казанского авиапредприятия" за последние пять лет в плюсе. Так, за прошлый год компания зарегистрировала доход в размере свыше 1 миллиарда рублей при расходах в 963,5 миллиона. Чистая прибыль за 2020-й составила без малого 69 миллионов.

Выручка "Казанского авиапредприятия" от продаж в прошлом году незначительно превысила 1 миллиард рублей. Чистые активы компании за 2020-й оцениваются в 121 миллион.

Производство потерпевшего крушение Ми-2 было остановлено в 1992 году

Вертолет Ми-2, который совершил жесткую посадку, был разработан ОКБ М.Л. Миля в начале 1960-х годов. Серийное производство вертолетов было остановлено в 1992 году. То есть на момент крушения вертолету было минимум 29 лет. Впрочем, "возраст" воздушного транспорта не является определяющим фактором в оценке его технического состояния.

Винтокрылую машину производили в Польше, к моменту остановки производства было построено свыше 5 400 единиц. Всего существует 14 моделей. Помимо СССР, вертолет закупали такие страны, как Египет, Ирак, КНДР, Куба, Сирия и т.д. Сейчас Ми-2 находятся в постоянной эксплуатации более чем в двух десятках стран, в том числе их используют авиакомпания "Аэрофлот" и Вооруженные силы РФ.

Экипаж вертолета состоит из одного человека — собственно пилота. Машина может принять на борт 10 человек.