Итоги-2021: Свою ракетную «оглоблю» Москва срочно разворачивает на Дальний Восток
Ежегодно в самом конце декабря возле здания Национального центра управления обороной России на Фрунзенской набережной в Москве становится красно от генеральских лампасов. Потому что со всей страны в этот день напичканными сверхсекретной аппаратурой связи спецбортами слетается в столицу практически все руководство Вооруженными силами ради всего пары часов самого масштабного подведения итогов учебного года в подчиненных войсках. Неизменно это делается в присутствии президента страны, министра обороны и начальника Генштаба.
21 декабря 2021 году, естественно, в этих протокольных строгостях не было допущено существенных исключений. Разве что в актовом зале из-за «противоковидных» ограничений вместилось вдвое меньше военачальников, чем обычно. Все же из-за вездесущей эпидемии почти половину кресел пришлось оставить пустыми.
А так внешне все выглядело как обычно. С трибуны руководство всех мастей сыпало цифирью про нашу растущую готовность к обороне и зловещие вражьи происки. На этом тревожном фоне призывало генералитет к бдительности. А те, кому оно адресовалось, тщательно конспектировали в рабочих блокнотах каждое предназначенное им словечко, чтобы бережно донести его, как минимум, до своих штабов.
И все же мне кажется, что за внешней рутиной нечто весьма принципиально новое в минувший вторник мы все же услыхали в Национальном центре управления обороной. А именно: да, раскаты военно-политического грома все явственней доносятся до наших юго-западных, западных и северо-западных границ. Оттуда, где открыто грозят нам танковыми кулаками Украина и силы НАТО.
Но, похоже, президент и министр обороны на самом деле очень верят, что на этих рубежах в ближайшие годы все как-то (главным образом, политическими усилиями России) рассосётся. Потому что отныне основную тяжесть своих военно-технических хлопот Москва, как ни покажется кому-то удивительным, с чего-то внезапно решила срочно переносить ровно в противоположную сторону - на Дальний Восток. Вот извольте взглянуть, как на деле навстречу лучам восходящего солнца медленно, но красноречиво разворачивается наша гигантская военная машина.
В ходе итоговой коллегии МО РФ командующий войсками Восточного военного округа (ВВО) генерал-полковник Александр Чайко сделал оставшееся почти незамеченным в обществе, но сенсационное, если разобраться, заявление. По его данным, первая партия новейших строевых истребителей пятого поколения Су-57 в будущем году отправится не куда-нибудь, а именно на дальневосточные аэродромы.
Понятно, что этих самолетов поначалу у России будет немного. По известным общественности данным – всего четыре единицы до конца 2022 года. Но, как представляется, в этой истории куда более, чем и вправду достаточно унылая численность новинок, показателен выбор приоритетов в военном ведомстве. Если бы и в самом деле основные угрозы для России в краткосрочной перспективе прогнозировались Кремлем со стороны Украины и НАТО – с какого перепугу наиболее передовые свои истребители Москва переправляла бы в абсолютно противоположном направлении?
Идем дальше. Еще на итоговой коллегии объявлено, что в нынешнем году «сформирован отдельный авиационный полк, вооруженный самолетами МиГ-31К, с гиперзвуковой ракетой «Кинжал». Это из доклада на коллегии министра обороны России Сергея Шойгу.
Ни слова о том, где дислоцирован новый полк, Шойгу не сказал. Впрочем, из открытой печати всему миру известно, что еще три с лишним года назад «на одном из аэродромов Южного военного округа» на опытно-боевое дежурство заступила первая эскадрилья МиГ-31 с «Кинжалами». Совершенно определенно эта угроза недвусмысленно как раз и была адресована Украине и НАТО. А еще - кораблям ВМС США и их союзников в Средиземном и Черном морях.
Так может быть ту самую эскадрилью как раз и доукомплектовали за уходящий в историю 2021 год тяжелыми истребителями-перехватчиками до масштабов отдельного полка? Не похоже. Потому что если уж в свое время решили не молчать про эскадрилью с «Кинжалами» в Южном военном округе, чего уж скрывать ее развертывание в тех же краях в куда более внушительную силу? Однако что-то не слыхать про такое. Скорее всего, так та эскадрилья на аэродромах ЮВО эскадрильей до сих пор и остается.
Зато еще в мае 2020 года газета «Известия» со ссылкой на неназванный источник в Минобороны сообщила, что именно авиаполк и именно вооруженный гиперзвуковыми «Кинжалами» в конце 2021 года первым в Воздушно-космических силах приступит к полетам по «специальной программе подготовки» в городе Канске Красноярского края. Тогда стало известно и почетное наименование полка – 712-й гвардейский истребительный.
Ещё сообщалось, что полностью перевооружение канских летчиков на гиперзвуковые ракеты удастся завершить не ранее 2024 года. Похоже, этот процесс сейчас и идет самым активным образом. Буквально только что, 23 декабря, на аэродром в Канске с авиазавода в Нижнем Новгороде прибыла сразу пятерка модернизированных (наверняка как раз под «Кинжалы») МиГ-31. Что косвенно служит дополнительным подтверждением: комплектование полка продолжается до полного штата.
Но почему стоящий глубоко в Сибири 712-й гвардейский истребительный авиаполк так интересен оказался именно в свете срочного довооружения российского Дальнего Востока? Да потому, что, заявлял «Известиям» тот самый неназванный источник в МО РФ полтора года назад, дислокация 712-го полка в Красноярском крае дает возможность ему с собственной взлетно-посадочной полосы без промежуточных посадок «прикрыть» оттуда и Арктику, и Среднюю Азию. Но что особенно важно для нашего сегодняшнего разговора – и Дальний Восток.
Дальность полета МиГ-31 с этого своего основного аэродрома (с одной дозаправкой в воздухе - до 5400 километров) вполне позволяет из Канска достичь хоть Сахалина, хоть Владивостока. Если добавить сюда еще и дальность пуска их «Кинжалов» (до тысячи километров) то вполне достаточно, чтобы перекрыть если и не весь Тихий океан, то вполне внушительную его часть.
Если же спуститься с небес на землю, то легко заметить, что волею Москвы в ускоренном порядке в последнее время набирает боевую мощь и Тихоокеанский флот, долго прозябавший на самых глухих задворках «империи». Сейчас в его составе три из пяти введенных в боевой состав ВМФ России и построенных в последние годы атомных ракетных крейсеров стратегического назначения проекта 955 («Борей»).
Два из них («Александр Невский» и «Владимир Мономах») – давно в составе 25-й Краснознаменной дивизии подводных лодок на Камчатке. «Князь Олег», на котором на днях впервые поднят Андреевский флаг, присоединится к собратьям, очевидно, до конца будущего года. Когда через Берингов пролив скрытно прорвется из-под ледового панциря Арктики в Тихий океан.
Один или нет отправится третий «князь» в свой дебютный и крайне сложный межфлотский переход – неизвестно. Не исключено, что на всем маршруте в его боевом охранении под водой окажется другая тихоокеанская новинка – многоцелевая атомная ракетная субмарина «Новосибирск» (проект 855 «Ясень»), которую ввели в строй флота в один день с «Князем Олегом». И тоже для Камчатки.
Между прочим, собственный арсенал «Новосибирска» и сам по себе очень внушителен – до 40 высокоточных крылатых ракет большой дальности «Калибр-ПЛ» и «Оникс» на борту.
Кстати, именно ставшими знаменитыми на войне в Сирии «Калибрами» мы уже несколько лет в просто каком-то лихорадочном темпе пытаемся усилить свои позиции на Тихом океане. Так, старый тихоокеанский большой противолодочный корабль «Маршал Шапошников» проекта 1155 к апрелю 2021 года первым в России был модернизирован во фрегат. Произошло чудесное превращение, главным образом, путем установки на этот прежде исключительно «охотник за подводными лодками» двух восьмиячеечных вертикальных пусковых установок 3С14 для 16 крылатых ракет «Калибр-НК» или «Циркон».
Так «Маршал Шапошников» стал вообще первым на ТОФе носителем этого оружия. Но буквально через несколько месяцев и ему подоспело ракетное подкрепление. С питерских верфей во Владивосток, совершив переход вокруг всей Евразии, пришли головной корвет проекта 22385 «Гремящий» в сопровождении двух «Варшавянок» - дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3: «Петропавловск-Камчатский» и «Волхов». Естественно – все трое тоже с «Калибрами».
А еще на санкт-петербургских «Адмиралтейских верфях» уже для того же адресата построена и третья «Варшавянка» - ДЭПЛ «Магадан». Через пару лет по плану подоспеет и еще одна тройка таких же субмарин с таким же оружием.
Теперь не пора ли попытаться понять против кого именно и почему так ударно принялась строить Москва густой ракетный «частокол» на еще недавно столь мало интересовавшем ее в военном отношении Дальнем Востоке? Чтобы найти ответ, предлагаю заглянуть, к примеру, в известное японское издание Nikkei Asia Review.
Среди прочего в декабре прошлого года там черным по белому было написано: «Причиной напряжённости между США и Россией в Азии служат планы Вашингтона по размещению ракетных комплексов в регионе. В августе 2019 года США вышли из договора ДРСМД с Россией, запрещающего крылатые и баллистические ракеты наземного базирования малой и средней дальности. Спустя всего несколько дней Пентагон сообщил о своём намерении разместить такие ракеты в Азии — скорее всего речь идёт о Японии».
То обстоятельство, что новые ракеты американцы на берегах Тихого океана собираются совсем скоро развернуть не только против нас, но и против Китая с Северной Кореей, в данном случае оставим за бортом своего внимания. России то что предпринимать в ответ?
«Россия, вероятно, пытается заранее подготовиться к тому, что США разместят в Японии ракеты, способные достичь её территории», — рассуждает на страницах этого издания отставной генерал-майор Воздушных сил самообороны Японии Ёсинага Хаяси.
На взгляд эксперта, обеспокоенность Москвы усугубляется заинтересованностью Токио в размещении американской системы ПРО Aegis, которая, хотя и предназначена для обороны, всё же может использоваться и для нападения. Хотя Япония отказалась от наземного размещения этих комплексов, недавно власти страны объявили о своём намерении создать два новых корабля, оснащённых ими же. Но чем такая военно-морская «редька» японцев для нас слаще их же сухопутного «хрена»?
В совокупности с никогда и не скрываемыми территориальными претензиями Токио к России, а также с начавшейся в Стране восходящего солнца масштабной и очень энергичной модернизацией армии. В Кремле это сочтено угрозой не менее внушительной, чем та, которую мы ощущаем у своих западных границ? Или даже более серьезной?
Не потому ли, что за последние десятилетия с европейцами и американцами мы в самых острых политических обстоятельствах все же находили общий язык? Надеемся, видимо, найти и сейчас. С японцами же по ключевой – территориальной! – проблеме такое не удавалось ни разу и ни при каких лидерах в обеих столицах.
Судя по перечисленным реальным военно-техническим шагам Минобороны России – именно из таких пониманий Москва и исходит, все чаще беспокойно оглядываясь на наш Дальний Восток.