Войти в почту

Украина неожиданно для себя стала вершительницей судеб мира

Украинский кризис стал предшественником нового мирового порядка и положил начало опасной эре международных отношений. Такими мыслями с The Atlantic поделился старший научный сотрудник Брукингского института Томас Райт.

Украина неожиданно для себя стала вершительницей судеб мира
© Свободная пресса

По словам эксперта, присоединение Крыма к России, война в Сирии, строительство искусственных островов Китаем в Южно-Китайском море, использование военной мощи Турцией свидетельствует об изменении внешнеполитической среды.

«Соединенные Штаты могли относиться, а иногда и относились к геополитическим интересам соперничающих или даже дружественных держав как к второстепенному делу. Больше так поступать они не могут», – уверен Райт.

Прав ли The Atlantic, можем ли мы говорить о закате однополярного мира?

– Мир в процессе перехода от однополярного мира к многополярному, – считает военный политолог, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г.В. Плеханова Александр Перенджиев.

– Связан этот период пока что с постепенным, потому для многих незаметным, процессом утраты США глобального лидерства. Но уверен, уже в 2022-2023 годах этот процесс начнет ускоряться. Важным фактором здесь является изменение экономической модели мира – от долларовой экономики к экономике других ведущих валют. Уверен, в этой новой модели достойное место займет рубль и юань.

«СП»: – Вот прямо все с украинского кризиса началось? А до этого было все безоблачно? А Мюнхенская речь? А Косово? А принуждение Грузии к миру и признание Абхазии и Южной Осетии?

– Скорее всего, принуждение Грузии к миру, Мюнхенская речь, события в Косово, а также в Ливии, Сирии, других арабских государствах, являлись предтечей к разрушению однополярного мира. По сути, они показали антигуманный характер долларовой мировой экономической модели, которая основывается на «теневой» экономической инфраструктуре.

На мой взгля, базисом в этой экономике являются субъекты, осуществляющие деятельность в сфере «черной», то есть криминальной экономики. А надстройкой являются экстремистско-террористические организации, которые и опираются на данный криминально-экономический фундамент. Именно данная экономическая модель, основанная на долларе США, способствует и активизирует разжигание региональных и внутренних конфликтов, незаконную миграцию, незаконный оборот вооружения и военной техники, наркотрафик, и другие виды «черной теневой» экономики.

«СП»: –Украинские события действительно можно считать вызовом однополярному миру? Ну, Крым – это, конечно, сильный ход, но в Донбассе сдали назад и все восемь лет Россия пытается договориться с Западом…

– Запад, скорее всего, сам не замечает, что своей санкционной политикой способствует разрушению долларовой мировой экономической модели. Ведь от каждой сделки в мире США получали до 5 % прибыли. Это огромнейшие деньги. Но санкции ограничивают количество подобных сделок. А переход некоторых стран, в том числе Китая и России, на взаимные расчеты в национальных валютах уже дают прибыль этим же государствам – и ни одного цента США.

Если говорить про Донбасс, то Россия, как правовое государство, не может отказаться от подписанных Минских соглашений. Дело в том, что как раз нынешний официальный Киев, как, впрочем, и коллективный Запад, создают условия для пересмотра системы самих международных договоренной, в виду их постоянного невыполнения и игнорирования. То есть мы в дальнейшем будем говорить не только об изменении мировой экономической модели, но и международной модели дипломатических отношений и международной системы права.

«СП»: – А Сирия, по-вашему, как изменила мир? А активность Турции? А строительство искусственных островов Китаем в Южно-Китайском море? Может, еще какие события стоит добавить в этот ряд?

– Я бы поставил в этот ряд усиление борьбы за ресурсы Арктики – и в целом арктический и даже антарктический факторы в мировой политике. Но это темы для отдельного разговора.

«СП»: – По словам американского эксперта, США могли относиться, а иногда и относились к геополитическим интересам соперничающих или даже дружественных держав как к второстепенному делу. Больше так поступать они уже не могут. Так ли это?

– Наглядным примером здесь для всех является бегство США и НАТО из Афганистана и приход к власти талибов *, с которыми официальный Вашингтон, как бы вёл борьбу в течении 20 лет. В самих США кстати также нарастает кризис, как экономический, так и социально-политический. Поэтому, официальный Вашингтон уже давно не чувствует себя вольготно. И пытаясь поправить свои внутренние проблемы осуществлением каких-либо агрессивных действий лишь усиливает этот внутренний кризис. Ведь любые агрессивные действия также требуют серьезных усилий, средств и ресурсов. Я уже не говорю про морально-этическую сторону данной проблемы, которая также разъедает внутренние культурные коды американской нации.

«СП»: – Если все же говорить о многополярном мире, каким он теоретически может быть?

– Многополярный мир, в отличие от однополярного, и даже биполярного мира, значительно сужает сферу применения силы в международных отношениях, включая и различные невоенные средства давления (санкции, информационно-психологическое воздействие). И расширяет сферу собственно дипломатических, договорных средств в мировой политике и в вопросах урегулирования различных конфликтов. То есть, это более передовой и гуманный мир, чем был до этого!

– Это не аналитика, а в чистом виде пропаганда, – убежден политолог, директор Института свободы Федор Бирюков.

– Геопропаганда, скажем так. С помощью подмены понятий, исторических фальсификаций, а также параллельных гипербол и умалчиваний американские «аналитики» стараются с околонаучным апломбом объяснить, почему Вашингтон просто обязан вмешиваться в дела других стран и устраивать кровавые заварушки по всему миру. Вся эта риторика – не более чем выступления адвокатов дьявола перед судом присяжных.

Но ради собственной пользы попробуем разобраться в этих нагромождениях геопропаганды – в риторических баррикадах, сооружаемых различными посттроцкистами, неоконами, ультрадемократами из США.

Итак, что касается так называемого конца однополярного мира, то есть Pax Americana. Созданный сразу после Второй мировой новый порядок под эгидой Вашингтона изначально претендовал на собственную исключительность – по сравнению с социалистическим блоком, и уж тем более со странами «третьего мира». И многополярность XX века носила очень относительный характер.

При этом США действовали намного радикальнее и агрессивнее СССР, чем обеспечили в конечном счете свою победу. В итоге вместо объявленной конкуренции социально-экономических систем (капитализма и социализма), мир получил войну империй. Архаичный же лозунг «Свобода, Равенства, Братство», приверженность которому выражали оба противоборствующих геополитических блока, оказался глубоко за стеклом музейной полки.

Победа США в геополитической глобальной войне ознаменовалась, прежде всего, распадом Восточноевропейского социалистического блока и крахом СССР.

На постсоветском пространстве вспыхнули кровавые локальные конфликты, которых внутри себя не избежала и Россия. Также в РФ на десять лет был, я считаю, установлен режим социального геноцида русского народа.

Затем последовало варварское уничтожение Югославии и тяжелая война на Балканах.

Впоследствии ряд постсоветских республик получили «бархатные» революции, причем на всем этом «бархате» отчетливо виднелись пятна крови.

За всем этим стояли США, НАТО и Евросоюз – консолидированный Запад, претендовавший на статус нового единого геополитического полюса. Но даже в этом формате США стремились показать свое безусловное лидерство. Вели себя как главарь банды, а не как международный партнер. Было объявлено о формировании однополярного мира, но для множества народов это стало просто концом мира и началом эры бесконечных войн.

Вторжение в Ирак, «арабская весна», вторжение в Сирию – все эти резкие телодвижения разбушевавшегося Pax Americana привели к всплеску терроризма и миграционным цунами в международных масштабах.

Украинский кризис – лишь звено в этой зловещей цепи событий, запущенных американскими властями. Более того, этот кризис был специально организован, чтобы создать максимальное напряжение для России. И если бы даже (предположим на секунду абсурдный вариант) Крым не вернулся бы в РФ, ничего бы принципиально не изменилось бы. Поскольку целью заказчиков и организаторов «Евромайдана» в Киеве была не интеграция Украины в Европу, а провокация и агрессия против России.

Причины просты. США – а точнее их паразитический либерально-глобалистский истеблишмент – заинтересован в тотальном контроле над мировыми рынками и национальными правительствами. И надо признать, на большей части земного пространства у них это получается. Но есть суверенная Россия. И есть малопонятный для англосаксонской психологии Китай. Громадные современные империи, представляющие реальную угрозу глобальной диктатуре Вашингтона. Поэтому американские пропагандисты обвиняют именно наши страны во всех привалах архитекторов мировой «однополярки».

Итак, однополярный мир по-прежнему существует. Просто рядом с ним есть другие миры. В том числе – Русский мир, что для нас в вами особенно важно. И надо понимать, что внутренние проблемы России и нашего народа во многом обусловлены наличием во власти западных сторонников. Это высокопоставленные чиновники, олигархи, политические коллаборационисты либерального толка, которых объединяют два момента: причастность к социальному геноциду и разграблению страны в прошлом, а также желание продолжить это дело под зонтиком коллективного Запада.

Именно на эту «пятую колонну» в России Запад то давит, то выражает надежду. Именно эта пятая колонна представляет главную угрозу для русской государствообразующей нации и всех народов РФ. Именно поэтому России жизненно необходима национализация элит и освобождение властных коридоров и кабинетов только для идейных патриотов, а не каких-то «технократов».

* Движение «Талибан», талибы – Верховным судом РФ 14 февраля 2003 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.