Китай заходит в Афганистан «тихой сапой»
После спешного бегства американцев и сил коалиции из Афганистана, в стране, где присутствие иностранных военных было едва ли не традиционным, образовался некий вакуум. Одни лишь талибы, которым кроме своей воинственности продемонстрировать пока особо нечего. Им нужен сильный и влиятельный союзник – не для войны, а для восстановления экономики. И таковой нашелся – в лице Китая. Впрочем, почему нашелся? Поднебесная уже давно протянула свои щупальца в сторону Кабула.
Сейчас именно Китай первым откликнулся на призыв новых властей Афганистана об оказании гуманитарной помощи – в Кабул 30 сентября прилетели самолёты с крупной партией товаров первой необходимости. В церемонии передачи «гуманитарки» приняли участие посол Китая в Афганистане Ван Юй и исполняющий обязанности министра по делам беженцев переходного правительства Афганистана Халиль ар-Рахман Хаккани.
Последний является лидер группировки «Сеть Хаккани», возглавляет службу безопасности талибов в Кабуле и является кандидатом в совет по управлению Афганистаном – далеко не последняя личность на новом и теперь уже будущем афганском политическом Олимпе. Он не просто сердечно поблагодарил Китай, но и заверил о готовности к новым контактам с Поднебесной. В Пекине с радостью откликнулись на это предложение. И не только с готовностью прислать продовольствие.
Уже 3 октября на авиабазе в Баграме, которую совсем недавно покинули американцы, были замечены военно-транспортные самолёты, совершившие несколько рейсов. Английское издание Daily Mail утверждает, что прилетевшие самолёты относятся к ВВС Китая. Отмечается, что недавно директор китайской программы Центра Стимсона Юнь Сунь заявил, что Пекин будет заинтересован в использовании этой базы после ухода войск США.
Интересен и тот факт, что на брошенной авиабазе в Баграме недавно было восстановлено электроснабжение и система диспетчерского управления, позволяющие проводить взлёты и посадки самолётов. Талибам подобное явно не по силам, не говоря уже о самостоятельном содержании и обслуживании военной базы. Так что здесь без «китайского дракона» вряд ли обошлось.
Взлётно-посадочную полосу на аэродроме близ города Баграм, протяженностью в три тысячи километров и способную принимать тяжелые транспортные самолёты, в 1976 году построили с помощью советских специалистов. В годы Афганской войны (1979-1989 гг.) это был крупнейший аэропорт в Афганистане и военно-воздушная база ВВС СССР. Здесь дислоцировался 378-й отдельный штурмовой авиационный полк на самолётах Су-25, приземлялись самолёты других типов, в том числе военно-транспортные, но без постоянного базирования. С 2006 по 2021 год база использовалась ВВС США.
Баграм находится в 47 километрах от Кабула и является из-за своего потенциала идеальным местом именно для авиационной базы. Не случайно китайцы присмотрелись к нему в первую очередь. Надо полагать, что военно-транспортные Xian-Y20 ВВС Китая теперь здесь станут частыми гостями, возможно баграмская ВПП примет и стратегические бомбардировщики Xian H-20, да и истребительная авиация может быть переброшена.
Китай решил наступить на те же грабли, что и Соединенные Штаты, которые после 20-летних усилий бесславно ушли из Афганистана, или Советский Союз, который продержался здесь 10 лет, или Великобритания, которая 4 раза пыталась ранее покорить эту страну?
Похоже, что Пекину опыт предшественников не нужен, воевать здесь они не собираются, однако амбициозных планов в отношении Афганистана у Китая более чем предостаточно. У Пекина появилась прекрасная возможность распространить своё влияние в регионе и получить стратегическое территориальное и экономическое преимущество, которое позволит перекроить геополитическую карту в его пользу.
Войдя в Афганистан «тихой сапой», Китай откроет ворота для сухопутного доступа к Ирану и Ближнему Востоку, а также сухопутный транзит к Индийскому океану через Иран и Пакистан. О чём, собственно, в Поднебесной давно мечтаю. Здесь и экономическая составляющая (значительно сократится крюк для контейнерных перевозок через спорное Южно-Китайское море), и военная, дающая возможность приблизиться к Индии с другой стороны.
Выгоды бесспорные и китайцы непременно ими воспользуются. И используют ошибки предшественников-покорителей Афганистана – не станут менять афганское общество и переделывать Афганистан по своему образу и подобию. Пекин победит там, где веками проигрывали другие.
У Китая и Афганистана есть общая граница, её протяженность невелика, всего 76 километров, которая выходят в «Ваханский коридор» – узкая полоса в горах в Восточном Афганистане в провинции Бадахшан. Высота перевалов здесь достигает более 4800 метров и труднопроходима, однако именно здесь проходил знаменитый Великий шелковый путь (по нему хаживал ещё венецианец Марко Поло) и присутствуют долины рек Памир, Пяндж и Вахан. Учитывая высокое технологичное развитие Китая и его передовые технологии, проложить здесь «тропу» в виде скоростных автомобильных и железнодорожных магистралей представляется лишь вопросом времени, а оно может оказаться весьма коротким.
Использование аэродрома в Кандагаре позволит Пекину ускорить строительство, чтобы осваивать новый шелковый путь с другой стороны. Заодно обеспечить его безопасность и наладить контакты с талибами за счёт помощи, в которой они сейчас так нуждаются. Не нужно вводить военные контингенты, не нужно вступать в вооруженные конфликты. Нужно прийти и вложиться, чтобы потом без всякого боя получить желаемое.
Китай крупнейшим бизнес-инвестором Афганистана стал не сегодня, а ещё во время присутствия США в Афганистане. Китайцы, к примеру, обладают правом на добычу меди в этой стране на месторождении Айнак (Пекин выиграл в 2007 году контракт на сумму 3 миллиарда долларов). И продолжает «качать» медь из Афганистана, запасы которой оцениваются в 60 миллионов тонн.
Ведут китайцы здесь и промышленную добычу нефти с перспективой развития нефтеперерабатывающих мощностей в северных провинциях Фарьяб и Сар-э-Пул. Ещё в 2017 году Пекин пообещал потратить 90 миллионов долларов на проекты развития провинции Бадахшан, где и пролегает Ваханский коридор, причем часть средств пойдут на строительство медучреждений, школ и дорог. А это тоже вложение денег в конечную цель проекта.
Был заподозрен Китай и в давних связях с талибами, которые подтвердились сейчас требованиями Пекина снять международные санкции с Афганистана и призывом оказать Кабулу гуманитарную помощь. Сами же и начали её оказывать, чем ещё больше получили гарантий со стороны новой афганской власти в продвижении экономических проектов. Не стали терять время и уже получили от талибов статус «лучших союзников».
А что же Россия? Прозевала повод вернуться в Афганистан? Понятно, что не военным путём, а за счёт развития сотрудничества, по китайскому, так сказать, сценарию? Ещё не придя к власти, талибы поспешили задружиться с Москвой – в Россию прибыла целая делегация этого движения. Приехал «Талибан», как говорится, не с пустыми руками. Официальный представитель политофиса движения Мохамад Сохаил Шахин сразу заявил, что «Талибан» не позволит использовать территорию Афганистана для действий, направленных против России и соседних стран.
«Мы прибыли в Москву для обсуждения текущей ситуации в Афганистане с российской стороной, а также заверить в том, что не позволим никому использовать афганскую землю для того, чтобы напасть на Россию или соседние страны», – заявил Шахин.
Вектор отношений сдвинулся? В какую сторону?
Возможен новый вариант отношений России с Афганистаном – с талибами, которые после ухода американцев взяли власть в свои руки, можно договориться. Возобновить военную помощь и, быть может, обозначить там своё военной присутствие, по крайней мере, на севере страны, чтобы создать буферную зону на границах Таджикистана и Узбекистана.
Об этом говорил и бывший посол в Афганистане Замир Кабулов: «Что касается военной помощи Афганистану – давайте дождемся, когда в Кабуле будет нормальное правительство, и с ним будем обсуждать военную помощь. Мы не навязываем своих добрых услуг, но, когда нас вежливо попросят, мы готовы это сделать».
В общем, Москва пока ждёт и присматривается к ситуации. Пекин же открыто стучится в ворота Афганистана и их уже китайцам открыли. Надо полагать, что вслед за аэродромом Баграма Китай освоит и другие транспортные артерии этой страны.