Войти в почту

Шасси МАЗ-543, которое перешло в МЗКТ

Необычная история Минского завода колесных тягачей началась с создания отдельного филиала по строительству многоосных шасси. Основными заказчиками всегда были войска Советского Союза, а также, позднее, Вооруженные силы России и Белоруссии. Со временем свою продукцию завод начал поставлять и в другие страны мира.

Шасси МАЗ-543, которое перешло в МЗКТ
© Car.ru

История шасси МАЗ-543. Родоначальником семейства многоосных шасси выступила разработка с порядковым номером МАЗ-543. Удачная конструкция не только позволила развить целое семейство машин заводу МЗКТ. По своему конвейерному долголетию это шасси сопоставимо только с легендарной внедорожной моделью УАЗ «Буханка».

Первый опытный образец появился на свет еще в 1958 году. Таким образом, вскоре шасси будет праздновать свой 65-летний юбилей. Но, в отличие от разработчиков, по достижению пенсионного возраста, машина на пенсию выходить не собирается. При необходимости проводится только очередная модернизация.

В начальной модификации масса шасси находилась на уровне 23 тонн, а полная достигала 43. Для привода в движение такой мощной машины требовался дизельный мотор с отдачей не менее 500 л.с. Примечательно, что в момент разработки таких мощных дизелей собственного мотора в Советском Союзе не было, и пришлось приспосабливать танковый двигатель. Модификации мотора В12 устанавливаются и сегодня. Только в случае продажи шасси на экспорт используют двигатель фирмы Deutz со схожими текущими характеристиками.

Всего за годы выпуска было разработана около 10 различных модификаций шасси, на базе которых монтировались различные машины военного назначения, включая бортовые грузовики и автомобильные краны.

Развитие шасси. Конструирование шасси МАЗ-543 велось «вокруг» советских крылатых ракет. При этом требовалось учитывать самые разные дополнительные факторы. Такая гибкая для последующей модернизации конструкция нашла свое применение и для современных ракет.

Сегодня на шасси — наследнике 543 семейства — МЗКТ-7930 базируется ракетный комплекс «Искандер». При этом для увеличения ресурса на машину установили мощный мотор ЯМЗ. Двигатель с индексом 846 способен на отдачу 500 л.с., а наработку до очередного технического обслуживания увеличили с 500 до 2000-2500 мото-часов.

В белорусской армии обновленное шасси также стали активно использовать в последние годы. Это случилось с учетом установки на машину ракетного комплекса «Полонез», который является совместной разработкой белорусских военных и китайских специалистов.

Установка «Полонез» получила увеличенную дальность действия до 300 км. Сам комплекс РСЗО представляет собой пусковую установку для запуска до 8 ракет (за 50 секунд) по разным целям. Для подготовки новых залпов в связке с системой залпового огня будут работать заряжающие ракетные комплексы.

В качестве заключения. Известно, что шасси в составе комплексов «Полонез» также поставлены в вооруженные силы Азербайджана. Если сравнивать с российскими комплексами «Искандер», то они запрещены для продажи на экспорт в другие страны.