35 лет назад произошло крушение "Адмирала Нахимова"

31 августа 1986 года при выходе из Новороссийской бухты круизный пароход "Адмирал Нахимов" с 1243 пассажирами и членами экипажа на борту столкнулся с балкером "Петр Васёв" и затонул через 8 минут. Погибли 423 человека. Крушение "Адмирала Нахимова" стало крупнейшей катастрофой на Черном море в мирное время. 1986 год оказался роковым для всего Советского Союза, а для Украины в особенности. В апреле 1986-го разразилась Чернобыльская катастрофа, последствия которой сказывались еще долгие годы, а спустя всего четыре месяца в Черном море случилась новая трагедия. Пароход "Адмирал Нахимов" принадлежал Черноморскому морскому пароходству, отправлялся в круиз из Одессы, поэтому большинство членов экипажа и туристов были жителями Украины, хотя в кораблекрушении погибли жители еще восьми союзных республик. Изначально "Адмирал Нахимов" принадлежал Германии, назывался "Берлин", строился в Бремене, был спущен на воду 24 марта 1925 года и совершал трансатлантические переходы в Нью-Йорк. Затем использовался как круизное судно в рейсах на Шпицберген и в Средиземное море, но с началом Второй мировой войны был реквизирован для военных нужд и переоборудован в плавучий госпиталь. 31 января 1945 года "Берлин" подорвался на мине и затонул, но 17 сентября 1947 года со второй попытки он был поднят на поверхность, отремонтирован на верфях ГДР, передан СССР в счет репараций и переименован в "Адмирал Нахимов". Постепенно с международных рейсов "Адмирал Нахимов" был переведен на внутренние, так как уже не отвечал всем требованиям безопасности и готовился к списанию. Вечером 31 августа "Адмирал Нахимов" при ясной погоде вышел из Новороссийска в Сочи. В Цемесской бухте его курс пересекался с курсом балкера "Пётр Васёв", шедшего с грузом ячменя из Канады. По правилам морского судоходства именно "Адмирал Нахимов" должен был пропустить сухогруз, однако по согласованию с береговым постом и по собственному решению капитан "Петра Васёва" Ткаченко обязался уступить дорогу. Далее началась цепь трагических обстоятельств: Ткаченко оказался большим любителем техники, вел судно исключительно по приборам, к тому же своеобразным эстетом: любил "красиво расходиться" на расстояниях в несколько сотен метров. Слаженность работы команды "Адмирала Нахимова" тоже была не на высоте, капитан Вадим Марков слабо следил за дисциплиной и безопасностью, принимал людей на службу по протекции. Нарушив инструкцию, перед расхождением судов он отправился отдыхать в свою каюту, доверившись своему второму помощнику Александру Чудновскому. Тому приближение "Петра Васёва" показалось опасным, он запаниковал, стал поворачивать свой корабль, повернув его в результате правым бортом к приближающемуся сухогрузу, капитан которого в свою очередь лишь незадолго до столкновения отвлекся от приборов, разглядел реальную опасность и дал команду сначала сбавить скорость, а затем и "Полный назад". Но было уже слишком поздно — двигаясь по инерции, сухогруз своим бульбом под водой вспорол правый борт пассажирского парохода, в результате чего образовалась пробоина площадью 84 м². Пассажиры и команды не сразу осознали масштабы катастрофы, хотя, конечно, почувствовали удар. Круизное судно сильно накренилось на правый борт, и через какое-то время пропало электричество. Из всех шлюпок удалось спустить лишь одну, пришлось спускать надувные плоты, которых оказалось недостаточно. Пассажиры не прошли положенное обучение действиям в случае возникновения опасности, началась паника. Оповещение не работало, многие родители оставили своих детей запертыми в каютах на нижних палубах, отправившись наверх отмечать День шахтера. Столкновение произошло в 23:12, а уже через 8 минут "Адмирал Нахимов" затонул. Второй помощник капитана Александр Чудновский, управлявший кораблем в момент столкновения, заперся в своей каюте и утонул вместе с судном (его тело было впоследствии поднято водолазами). Оказавшимся в воде людям остро не хватало спасательных средств. Лишь половина из них смогла воспользоваться спущенными плотами. В воду вытекло большое количество нефтепродуктов из пробитых танков (емкостей с топливом). Не у всех были спасательные жилеты, к тому же находившимся в воде со временем грозило переохлаждение, хотя море было относительно теплым. Какая-то часть пассажиров отчаянно боролась за любое плавсредство и топила друг друга, но были и те, кто отдавал свои жилеты женщинам и пожилым людям, помогал раненым и ослабевшим. До последнего пытались помощь пассажирам стюардессы — Татьяна Фёдорова раздавала и помогала надевать спасательные жилеты. Вера Федорчук со связкой ключей отправилась спасать запертых внизу детей. Обе они не выжили (в Павлограде в честь Татьяны Фёдоровой была названа улица). Капитан Марков оставался на мостике, но потом был выброшен за борт и сумел спастись. Он успел послать на "Пётр Васёв" сообщение: "Спускайте все имеющиеся у вас шлюпки и плоты на воду!" Сухогруз оставался на плаву, вернулся на место катастрофы, с него сбрасывали спасательные жилеты, круги канаты и штормтрапы, однако взобраться по ним смогли немногие. Всего на "Петре Васёве" спасли 37 человек. Почти сразу же после оповещения о столкновении началась всеобщая спасательная операция с участием 64 судов, ведь катастрофа произошла всего в 13 км от Новороссийска. С рассветом в воздух поднялись 7 вертолетов, самолеты Ан-26 и Бе-12. Последний выживший был спасен спустя 15 часов после крушения. 2 сентября капитанов обоих судов взяли под стражу. Была назначена правительственная комиссия во главе с членом Политбюро Гейдаром Алиевым. "Все члены комиссии не могли понять, как столкнулись суда, — вспоминал руководитель Комиссии по оказанию помощи пострадавшим в катастрофе "Адмирала Нахимова" Яков Погребняк. — Сотрудники КГБ даже отрабатывали версию диверсии со стороны иностранных спецслужб, а все оказалось значительно проще — ЧП произошло из-за грубых нарушений правил судовождения". Согласно выводам комиссии, капитан сухогруза "Пётр Васёв" Ткаченко "допустил чрезмерно опасное сближение судов, пренебрег данными визуальных наблюдений вахты на мостике и обращения к нему вахтенного помощника парохода "Адмирал Нахимов", не выполнил своих заверений уступить дорогу, упустил время для осуществления маневра по безопасному расхождению судов, проявил неоправданную самонадеянность и халатность в управлении судном". Капитан парохода "Адмирал Нахимов" Марков "в условиях сближения с другим судном, не согласовав лично с капитаном сухогруза порядок расхождения, преждевременно покинул мостик. Не проконтролировал действия вахтенного помощника при сближении и расхождении судов. Проявил самоуспокоенность и безразличие к событиям на мостике". В марте 1987 года капитаны получили по 15 лет лишения свободы. В ноябре 1992 года указами президентов Украины и России они были освобождены. Ткаченко сменил фамилию, эмигрировал в Израиль и в сентябре 2003 года погиб при крушении яхты вблизи Ньюфаундленда. Марков остался жить в Одессе, работал капитаном-наставником на пассажирских судах и умер 31 мая 2007 года после тяжелой болезни. Пароход "Адмирал Нахимов" и сейчас покоится в Цемесской бухте, его подъем признан нецелесообразным, этот район официально признан местом захоронения жертв катастрофы. "Пётр Васёв" много раз переименовывался, ходил под разными флагами, а в 2012 году он был списан и разделан на металлолом в Бангладеш.

35 лет назад произошло крушение "Адмирала Нахимова"
© Газета.Ru