Борис, ты не прав: Зачем Джонсону потребовался демарш в Чёрном море
Заход эсминца ВМС Великобритании Defender («Защитник») в Чёрное море, а затем в территориальные российские воды вблизи Крыма был достаточно предсказуем. Великобритания, вспомнив свой былой статус «царицы морей», пошла искать приключения на свой британский флаг (который всякий готов порвать). Королевский флот забрёл в Средиземное море, но авианосец «Королева Елизавета» (Queen Elizabeth), там особого фурора не произвёл, даже не смотря на наличие на борту американских истребителей F -35В.
Флот Великобритании продвинулся далее – через проливы Дарданеллы и Босфор – прямиком в Чёрное море, с прямым курсом к берегам российского Крыма. Правда, в виде одного эсминца, который должен был одним только свои видом заставить «наложить русских моряков в штаны». Ну, итог известен, памперсы британских моряков после предупредительной стрельбы сторожевиков российской береговой охраны и бомбометания фронтовых бомбардировщиков Су-24 (4 бомбы по 250 кг) по курсу движения эсминца под флагом Её величества, пришлось менять неоднократно. Ну, сцыкотно под русскими бомбами, там один разлёт осколков над водой до пару сотен метров. Про прямое попадание лучше не думать.
Вспоминаем великого русского поэта Михаила Лермонтова из стихотворения «Парус»: «Белеет пару одинокий, В тумане моря голубом!... Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?..». Михаил Юрьевич, когда в 1832 году написал это стихотворение на берегу моря, и слыхом не слыхивал о британском эсминце «Защитник» – это была лишь лирика в устах юного поэта. Но тема-то актуальная и по сей день – что ищут чужие «паруса» у российских берегов, когда и своих «яхстменов» предостаточно?
Флот ВМС США в Чёрном море давно предупреждён, что к российским берегам, а это и Крым в том числе, приближаться опасно для жизни. Янки здесь неоднократно пытались задрейфовать свои корабли, ну типа «Дональда Кука» и неких прочих, поближе к территориальным водам России. Всегда получали ответочку – сэр, вы в прицеле, и предпочитали отвернуть – русские, они ведь безбашенные, в смысле что из всех башен главного калибра могут долбануть. А тут такой в составе флота НАТО мистер-твистер, практически лорд из Эдинбурга, образовался – корабль флота Её королевского величества, которому вроде как всё нипочём, потому как и не знает, кто теперь на Чёрном море если не хозяин, то достойный соперник – ВМФ России.
О том, что эсминец ВМС Великобритании нагло впёрся в территориальные воды России вблизи берегов именно с провокационными целями, говорят сейчас и в ряде западных стран. По идее Defender нужно было сразу пускать на дно – сил и средств для этого у России в Крыму предостаточно. В ход могли пойти не только сторожевики Погранслужбы ФСБ России, авиация ВКС, но береговые ракетные комплексы, такие как «Бастион» и «Бал» (последнее можно читать слитно). Шансов у «Защитника» не было никаких – только героически пойти ко дну. Но Defender лишь предупредили, но не утопили. И в Лондоне, на Дауниг-стрит, 10, на это очень надеялись, когда санкционировали этот провокационный заход своего эсминца в российские территориальные воды.
И, как сейчас выяснилось, по данным издания The Daili Telegraf, провокацию с эсминцем в Чёрном море одобрил лично премьер Великобритании Борис Джонсон. План «атаки на Крым» придумали в военном ведомстве (министр обороны Великобритании Бен Уоллес), однако МИД GB был категорически против, понимая ситуацию с обострением и без того непростых отношений с Москвой. Вмешался премьер Борис Джонсон, который лично одобрил тему с проходом английского эсминца к берегам Крыма – ну типа, зададим перца русским, если у других это не получается.
Оценки многовекового противостояния Великобритании и России пусть останутся темой для исторических изысканий, там есть, в чем разбираться. А вот нынешние реалии таковы, что политика во взаимоотношениях наших стран в большей степени носит совсем не мирный характер. Надо признать, что нынешний боевой потенциал Лондона поиздержался. Российский флот превосходит силы флота ее Величества многократно и по возможностям, и по количеству боевых кораблей разных классов.
Некогда Великобритания располагала одним из самых мощных военных флотов в мире, но за последние десятилетия она потеряла свое морское могущество. На данный момент в британской Военно-морской службе имеется лишь 66 кораблей и судов. Аналогичные сведения о российском военном потенциале многократно превышают английские, только по кораблям это пятикратное преимущество, причем российский флот активно обновляется новыми силами и средствами.
– Великобритания никогда не отказывалась от агрессивной политики в отношении России, более того, Лондон является центром формирования негативного отношения к Москве, – считает директор института политических исследований Сергей Марков. – И нам нужно жестче относиться к попыткам давления на нашу страну. С позиции чисто военной силы – нет никакого резона, ведь у нас нет общих границ, а преимущество в морях сейчас на российской стороне. Вероятно, что в качестве противовеса позиции Великобритании нам нужно бить по Лондон-сити, убрать оттуда все денежные активы, убрать финансовую составляющую. И обязать российских граждан в разумные сроки выйти из всех британских компаний. Это будет посильнее, чем испытания новых потенциалов фрегата «Адмирал Горшков».
– Самая большая утрата британского истеблишмента – это утрата знаменитого британского чувства юмора. Британские официальные лица перестали смешно шутить и делать весёлые глупости, – иронизирует политолог Александр Зимовский. – Весёлый краснолицый любитель горячего виски с лимоном, сигар и говядины «веллингтон», благодушный Джон Буль исчез. На его месте мы видим каких-то странных персонажей, усиленно изображающих постаревшего одинокого льва Симбу. Например, Симба в исполнении тогдашнего британского министра обороны мистера Гэвина Уильямсона, отметившегося мощным докладом по делу «отравления Скрипалей, пытается страшно рычать и скрежетать зубами. Как и начальник Генштаба Марк Ланкастер, который только и твердит о российских угрозах. При этом оба не замечают, что зубы у них давно поломаны, не смотря на его голливудскую улыбку.
Следует, очевидно, напомнить, что внешняя политика и обеспечение безопасности связаны с решением очень широкого круга вопросов помимо проблемы войны и мира. В этой ситуации британские лидеры, казалось бы, должны учитывать и оценивать целый спектр рисков и возможностей. Возьму на себя смелость утверждать, что сейчас правящие круги Британии видят основные риски в растущей мощи России. И не видят таких перспективных возможностей, которые может открыть для Британии эффективное и взаимовыгодное сотрудничество с Россией по самому широкому кругу вопросов. Британию пугает тот факт, что Путин использует во внешней политике силу и могущество. Но что здесь нового для самой Британии? Путин проводит чисто английскую политику, действует в истинно британском духе. Путина очень хорошо поняла бы покойная баронесса Тэтчер, которой принадлежит коронная фраза: «Нельзя добиться желаемых результатов в международных делах, не опираясь на силу».