Сталин против англичан: как генерал Трусов предотвратил начало Третьей мировой войны?
Какая фантастическая судьба сложилась у теплохода из кинофильма «Бриллиантовая рука»? В чем состоял коварный план Уинстона Черчилля и его операции «Немыслимое»? Как генерал Трусов предотвратил Третью мировую войну? Ответы ищите в новом выпуске программы «Секретные материалы».
В знаменитом фильме «Бриллиантовая рука» главный герой отправляется в круиз на теплоходе с вымышленным названием «Михаил Светлов». Но мало кто знает, что этот теплоход носил в реальности совсем другое имя – «Патрия». Именно на этом судне 23 мая 1945 года была поставлена последняя точка в существовании государства Третий рейх. В этот день на нем было арестовано последнее правительство нацисткой Германии во главе с гроссадмиралом Деницем. Эта уникальная операция советских разведчиков под командованием генерал-майора Николая Трусова должна войти во все учебники истории. Несмотря на противодействие англичан, в чьей зоне располагалось германское правительство, группе Трусова удалось не только арестовать немцев и добиться разоружения двухсоттысячной группировки, но и предотвратить возможное начало Третьей мировой войны.
30 апреля 1945 года красное Знамя Победы взвилось над захваченным рейхстагом. В Берлине еще шли ожесточенные бои, но судьба Третьего рейха была решена. В этот же день фюрер германской нации Адольф Гитлер и его жена покончили жизнь самоубийством. Накануне они вступили в законный брак. Свадебная церемония прошла скромно в присутствии ближайших соратников. Свою первую и последнюю брачную ночь Гитлер провел за написанием своего политического завещания. В нем он передал всю власть новому правительству во главе с гроссадмиралом Деницем.
«Вместо «Хайль Гитлер» теперь говорили «Хайль Дениц», так как именно гроссадмирал Дениц 29 апреля – в день, когда Гитлер написал свое завещание, – был назначен главой правительства. Должность его называлась «президент». Геббельс определялся как имперский канцлер. Борман как министр по делам нацистской партии. Надо сказать, что Дениц находился в это время во Фленсбурге, а Фленсбург, если посмотреть внимательно, это городок, который находится на самом севере земли Швеции, буквально на границе с Данией», – говорит доктор исторических наук Владимир Фортунатов.
Гитлер был мертв, но Третий рейх как государство продолжал существовать. С 30 апреля командование всеми немецкими войсками осуществлял гроссадмирал Дениц. На Восточном фронте Красная армия встречала ожесточенное сопротивление и с кровавыми боями продвигалась к центру Берлина. На Западном бои практически не велись, и продвижение союзников сдерживалось лишь огромным числом пленных. Гроссадмирал рассчитывал, что ему удастся заключить договор с союзниками. Из распоряжения Деница: «Задача состоит в том, чтобы отвести на запад как можно больше войск, действующих на Восточном фронте, пробиваясь при этом в случае необходимости с боем через расположение советских войск. Немедленно прекратить какие бы то ни было боевые действия против англо-американских войск и отдать приказ войскам сдаваться им в плен».
«Надо сказать, что ситуация действительно была опасная. Вот что говорил Уинстон Черчилль своему командующему Монтгомери. Это известные слова, которые можно прочитать теперь уже в воспоминаниях Черчилля: «Тщательно собирать германское оружие и складывать его, чтобы его легко можно было раздать германским солдатам, с которыми нам пришлось бы сотрудничать, если бы советское наступление продолжилось», – комментирует Владимир Фортунатов.
За спиной Сталина и командования Красной армии союзники подписывают целый ряд актов о капитуляции: 29 апреля англо-американцам сдалась в плен группа армий «Центр», расположенная в Италии и Западной Австрии; 4 мая был подписан акт о капитуляции всех германских вооруженных сил в Голландии, Дании, Шлезвиг-Гольштейне и на северо-западе Германии… В это время советские войска штурмовали Берлин. Сталин, когда узнал о закулисных переговорах, отдал приказ Жукову – обеспечить подписание акта о полной и безоговорочной капитуляции германских войск в присутствии всех союзников. «Капитуляция должна быть учинена как важнейший исторический акт и принята не на территории победителей, а там, откуда пришла фашистская агрессия, – в Берлине», – заявил советский главнокомандующий.
«У руководства рейха были иллюзии, что не все потеряно и можно вбить клин между США, Англией и Советским Союзом. Надо сказать, что основания были, поэтому лучше всего вспомнить хронологию событий по дням. 9 мая происходит капитуляция Германии, а 15 мая Сталин узнает о том, что у Черчилля есть план, который называется «Немыслимое». Этот план предполагал 40-45 дивизий американо-германских и 10-15 дивизий немецких собрать «в кулак» и 1 июля 1945 года повернуть оружие против СССР. Хочу подчеркнуть, что окончательно Черчиллю этот план представили 22 мая, а Сталин 15 мая проводил совещание о том, как не допустить, чтобы этот это план осуществился», – отмечает Владимир Фортунатов.
Сталин был в ярости. Он не ожидал такого лицемерия от союзников. Не прошло и недели, как все вместе они отпраздновали Победу над Третьим рейхом. Но тут генералиссимусу поступило донесение советской разведки из Англии. Агент «Икс» доносил, что в Лондоне в обстановке особой секретности разрабатывается план войны с Советским Союзом, что англичане формируют немецкие дивизии и что все это происходит при активном участии правительства во главе с Деницем. Британский генерал Томпсон, ответственный за операцию «Немыслимое», заявил, что «Уинстон Черчилль хочет преподнести хороший урок Сталину, навязать Советскому Союзу англо-американскую войну, нанести Советам внезапный и ужасный удар».
«Когда Сталин про это узнал, он вызвал Жукова и спросил: «Как это понимать?» Двести тысяч до зубов вооруженных военных офицеров и рядовых вермахта, боевые корабли – все в полной боевой готовности находится на севере Германии, и ни о какой капитуляции разговора нет. Жуков принимает решение, что Николай Михайлович Трусов – человек, который заведовал разведкой белорусского фронта, – берет людей и отправляется туда», – говорит писатель Александр Мясников.
17 мая 1945 года группа из 25 разведчиков, специально отобранных генерал-майором Трусовым, прибывает на 12 машинах в английскую зону оккупации – в город Фленсбург, где как ни в чем не бывало работало германское правительство. После подписания капитуляции Дениц не стал подавать в отставку, а продолжал руководить остатками войск в надежде, что удастся повернуть союзников против Советов. Прибывшие во Фленсбург были поражены: кругом висели нацистские флаги, по улицам маршировали колонны немецких солдат, словно не было Победы и они попали в Третий рейх. Британцы или не хотели, или же просто боялись вмешиваться в эту обстановку. Несмотря на заверения англичан, что немцы могут взбунтоваться, Трусов потребовал немедленной встречи с Деницем.
«Когда Трусов с ним разговаривал, он понял, что тот завербован англичанами. Все было понятно. Дениц смотрел только на англичан и слушал их команды – что говорить, как говорить. Англичане сделали все возможное для того, чтобы Дениц не пострадал, хотя Трусов отконвоировал его в советскую часть. Он был одним из осужденных на Нюрнбергском процессе, его очень хорошо защитили и дали ему только 10 лет», – комментирует Александр Мясников.
Для Сталина попытки сепаратных переговоров англичан с немцами не были новостью. Он хорошо понимал, что при удобном случае британцы будут готовы повернуть оружие против СССР. Он помнил, что еще во время советско-финляндской войны 1939-40 годов они оказывали военную помощь неприятелю и планировали захватить часть СССР. Он также помнил и про операцию «Пайк». Она предусматривала бомбовый удар по Закавказью.
«Первый разведывательный полет англичан над территорией СССР состоялся 19 марта 1940 года. Финская война закончилась мирным договором 12 марта. Задача была уничтожить нефтяные промыслы в Баку, чтобы показать Гитлеру, что СССР обезоружен, и толкнуть Гитлера напасть на СССР. Вот главная цель планируемой бомбежки Баку», – отмечает писатель Николай Стариков.
Еще одним напоминанием о коварстве союзников стал загадочный «визит» в Англию второго после Гитлера человека в партии, «Наци номер два» – Рудольфа Гесса. 10 мая 1941 года Гесс на двухмоторном самолете Мессершмитт Bf.110 совершил тайный полет в Туманный Альбион, где над территорией Шотландии выбросился с парашютом неподалеку от резиденции герцога Гамильтона. В то время в Британии было две крупные партии: одна германофильская, к которой принадлежала большая часть аристократии, и партия премьера Черчилля, ярого противника Гитлера.
«Гесс пытался выйти на людей из королевской фамилии, минуя людей премьер-министра, считая, что премьер сегодня один, а завтра другой. Загодя он через своего друга Карла Хаусхофера отправил герцогу Гамильтону письмо о том, что надо обсудить отношения между Англией и Германией», – говорит кандидат исторических наук Сергей Кормилицын.
Британская корона умеет хранить тайны, поэтому даже сегодня все материалы, связанные с переговорами Гесса, полностью засекречены. Англичане были заинтересованы в сотрудничестве с Гитлером, об этом свидетельствует заявление будущего шефа ЦРУ Аллена Даллеса: «Британская разведка в Берлине установила контакт с Рудольфом Гессом и с его помощью нашла выход на самого Гитлера. Гессу было сказано, что, если Германия объявит войну Советам, Англия прекратит военные действия».
«Во-первых, он мог рассказать о том, кто участвовал в переговорах с ним, а переговоры на самом деле были длительными. Во-вторых, он мог бы рассказать, какие ему предлагали варианты. Но, судя по тому, что ничего не состоялось, ни один из вариантов его не устроил. В-третьих, он рассказывал, что совершил перелет под воздействием мистического озарения и голосов, которые он услышал, но есть весьма великая вероятность, что эти самые голоса были живыми людьми, которые его спровоцировали на этот полет», – отмечает Сергей Кормилицын.
Так что и в 1945 году поведение британцев в ходе миссии генерала Трусова во Фленсбурге не стало откровением для руководства СССР. Сталин сделал вид, что ничего не знает об операции «Немыслимое». Советские офицеры, которые прибыли на судно «Патрия», потребовали немедленного исполнения условий капитуляции, ареста правительства и разоружения всех немецких частей. Добавим, что в гавани к тому времени скопилось большое число германских кораблей и подводных лодок с экипажами в полной боеготовности.
«Вызывает Трусов английского представителя и говорит, что надо как-то решать вопрос. Он заставил англичан [сделать так], чтобы Дениц со своим ближним окружением пришел на корабль, где он им зачитал акт о капитуляции и заставил их сдать оружие», – рассказывает Александр Мясников.
Надо сказать, что с арестом германского правительства миссия Трусова не закончилась. Советским разведчикам удалось сделать еще два важных дела. Они заставили англичан передать им секретные документы гитлеровцев, которые те пытались вывезти на Запад, а также смогли выкрасть из кабинета Деница его портфель.
«В портфельчике было и завещание Гитлера, которое переслали Деницу, [где говорилось,] что он назначается главой правительства, и состав правительства, там были многие другие важные документы, а самое главное, что было очень ценно, это карты минных полей Балтийского моря», – делится Владимир Фортунатов.
Благодаря действиям группы генерала Трусова двухсоттысячная группировка немецких войск была разоружена. По свидетельству очевидцев, Уинстон Черчилль тяжело переживал провал операции «Немыслимое» и даже выпил на одну бутылку коньяка больше. Для закрепления успеха Сталин пригласил на Парад Победы в Москве всех иностранных представителей, чтобы они смогли воочию убедиться в силе и мощи Красной армии. А уже на следующий день Жуков отдал приказ о перегруппировке советских войск на границе с союзниками.
«Все события уложились, можно сказать, в неделю. Это говорит о высоком уровне наших военнослужащих, наших командиров, наших разведчиков. Об их смелости, мужестве, творческом подходе к делу, решительности, понимании своей роли. Этими событиями была поставлена точка в существовании государства Третий рейх и предотвращена новая война», – заключает Владимир Фортунатов.