Зачем СМИ хулят «ЧВК Вагнера» в Африке, как в 1990-е армию в Чечне?
Действия российских военных специалистов в Центральноафриканской республике (ЦАР), судя по всему, настолько успешны, что стали объектом ожесточенной критики со стороны западных и российских либеральных СМИ. В последний раз подобные «перегибы» наблюдались во время первой войны в Чечне, когда возводить хулу на армию было нормой.
Материал под названием «Их присутствие было кошмаром»: расследование RFI о бесчинствах российских наемников в ЦАР» опубликовало французское издание. Его авторы, ссылаясь на внутренние документы неких «экспертов ООН», причастности сотрудников российских ЧВК (их в ЦАР несколько сотен) к «внесудебным казням, арестам, пыткам, грабежам и изнасилованиям».
Публикация изобилует броскими цитатами: «Они не пытались разобраться, кто повстанец, кто мирный житель. Они хотели убивать людей»; «Они пытали меня, как животное»; «Когда им хочется есть, они убивают животных, которых люди разводят. Они забирают их и едят. Они забирают матрасы, на которых люди спят, и даже пластиковые стулья. Они слишком много грабят!»
Тенденциозный материал французов предсказуемо «подсветили» в России. «Читателям в России будет важно узнать, в первую очередь, о «зверствах российских наемников»... Тем более что жертвами зверств в 2018 году стали наши сограждане и коллеги — Орхан Джемаль, Кирилл Радченко и Александр Расторгуев», - пишет «Новая газета». Телеканал «Дождь» обсудил тему с коллегой из ВВС.
Посольство России в ЦАР раскритиковало обвинения, подчеркнув, что авторы не привели никаких доказательств. «К настоящему времени это не более чем спекуляции», — заявили наши дипломаты. Российский МИД не отрицает, что в ЦАР находятся наши военные инструкторы. Однако, они не принимают прямого участия в боевых действиях, кроме случаев, когда на них нападают.
Еще более ясно высказался пресс-секретарь президента ЦАР Альберт Ялоке Мокпем. Он назвал материал RFI сфабрикованным и напомнил, что реальной угрозой в ЦАР являются боевики-исламисты, с которыми борются правительственные силы. Разгромить их стало возможным только при помощи российских военспецов, поскольку эмбарго ООН оставило армию ЦАР без оружия.
«А теперь нас пытаются заставить поверить в то, что мы применяли чрезмерную силу», — возмутился представитель президента. Он считает, что Франция и ООН заинтересованы в кризисе в ЦАР, в том, чтобы центральная власть там оставалась слабой. Именно этим объясняется атака на Россию, которая своими действиями приобретает в Африке все больший вес.
О том, что Россия продолжит помогать ЦАР добиваться национального единства, при котором учтут интересы всех граждан, с президентом этой страны Фостен-Арканжем Туадерой 5 мая говорил посол РФ Владимир Титоренко. Москва планирует принять участие в восстановлении республики. Первым шагом станет участие премьера ЦАР в Петербургском экономическом форуме.
Помимо экономического, военного и политического здесь есть и моральный аспект. Противодействие России со стороны Франции, традиционно эксплуатирующей свои бывшие колонии в Африке, хотя бы понятно. Но почему своих сограждан — военспецов, рискующих жизнью за геополитические интересы России, с такой страстью порицают отечественные СМИ?
- Как только интересы Запада в чем-то ущемлены Россией, сразу начинается борьба за права человека, говорит военкор «Комсомольской правды» Дмитрий Стешин. - Причем им абсолютно все равно, кого защищать. Все помнят, какой режим был в Ичкерии в 1990-х годах, но Запад это нисколько не останавливало. Он преследовал свои, понятно какие интересы. Еще Збигнев Бжезинский говорил, что самый подходящий вариант для борьбы с Россией — это создать цепь управляемых конфликтов по ее границам.
«СП»: - В данном случае конфликт далеко, в Африке. Тем более удивляет столь горячее участие в освещении темы «Новой газеты» и телеканала «Дождь», которые использовали материалы RFI,..
- Анализ публикации в «Новой» отсылал к работе моих коллег-журналистов в первую чеченскую войну, когда около 80 процентов интервью с фигурантами этой войны, со знаковыми людьми были сделаны со стороны боевиков, а не со стороны российской армии. При этом используются те же самые заходы. Журналист, который должен сепарировать вранье, отделять истину, верит буквально всему, что ему рассказывают якобы потерпевшие местные жители.
Например, описывается момент, когда грузовик расстреляли потому, что водитель не успел переключить передачу на грузовике. Блок-пост там стоит, наверное, уже год. Все об этом знают. Или другой эпизод: «наемники из России отняли поролоновый матрас и телефон». Ну какой телефон может быть у несчастного негра в ЦАР? Скорее всего простой кнопочный. Либо работающий в сетях, которые в России не поддерживаются. Ну зачем этот телефон наемнику? А матрас зачем?
А в целом картина получается ужасающая: российские наемники беспредельничают в ЦАР, ведут себя, как варвары. Любопытно, что это перепечатка французского издания, а не произведение наших сограждан. «Новая газета» сочла его достойной внимания, чтобы у себя опубликовать.
«СП»: - А может, дело в обиде за расстрелянных коллег — группы Джемаля, которая погибла в ЦАР?
- Эти люди меня никогда не пожалели бы, если бы со мной что-то случилось на передовой. А скорее всего написали бы, мол, так и ему надо, наконец-то. Они мне абсолютно не «кенты», не друзья, мне их не жалко. При том, что они совершенно точно выполняли в ЦАР на деньги Ходорковского аналогичное задание, только не получилось.
Еще Перес Реверта, автор одной из лучших книг о военной журналистике, написал, что рано или поздно журналист превращается из описателя побед в ненужного и опасного свидетеля. Группу Джемаля могли счесть такими опасными свидетелями. А может, их туда отправили на убой ради скандала, чтобы заблокировать деятельность российских ЧВК в Африке. Зная цинизм этих «товарищей», которые не постеснялись пожертвовать мирным «Боингом» с пассажирами на Украине ради достижения своих целей... Это в их картину мира укладывается. Подумаешь, какие-то несчастные журналисты, рассуждают они — о них уже все забыли.
«СП»: - А зачем эта медийная кампания нужна французам?
- Африка сейчас попала под серьезный передел мировыми державами. Там работает Россия, работает Китай (с Пекином, как я понимаю, какие-то договоренности достигнуты) и пытается отстоять свои постколониальные позиции Франция. Понятно, что такая война не может идти без информационного обеспечения. Перед нами типичный материал информационной войны против России за ее пределами.
По мнению ведущего научного сотрудника Центра изучения стран Тропической Африки Института Африки РАН, д. и. н Василия Филиппова, сотрудничество России и ЦАР входит в противоречие с политическими и экономическими интересами Франции на Африканском континенте:
- ЦАР сотрясали кровавые катаклизмы с момента обретения независимости в августе 1960 года. Активную роль играла Франция, экономика которой сильно зависит от африканского урана. Ведь 75 процентов электроэнергии Франции вырабатывается на АЭС. Интерес к урановым залежам проявляли Китай, ЮАР и Россия. Желая сохранить контроль над месторождениями урана, французы даже встали на защиту террористов из исламистской группировки «Селека». На военную операцию в ЦАР были израсходованы 500 млн евро.
В 2016 году на президентских выборах в ЦАР одержал победу нынешний лидер Фостен-Арканж Туадера. Он пообещал безопасность для всех граждан — мусульман и христиан, привлечь иностранные инвестиции, победить коррупцию. После победы была проблема с контролем территории страны. Разуверившись в помощи Франции, президент ЦАР обратился к России. В октябре 2017 года Туадера встретился с Лавровым в Сочи. Было заявлено о совместной разработке природных ресурсов ЦАР.
В ЦАР были зарегистрированы российские компании по добыче алмазов, горнодобывающая компания Lobaye Invest, охранная фирма Sewa Security Services («Группа Вагнера»), специализирующаяся на «защите промышленных объектов». Французская пресса утверждает, что право на разработку алмазных залежей получила российская компания «Лобайе Инвест», принадлежащая Евгению Пригожину. Южнее столицы Банги российские компании заготавливают ценную африканскую древесину.
В Париже опасаются потери геополитических позиций в ЦАР. А значит, в будущем российские военспецы, возможно, столкнутся с исламскими фундаменталистами, которых Елисейский дворец будет натравливать на официальные власти ЦАР.