Почти 25 тыс. тонн общей массы, экипаж 1 тыс. человек, арсенал из более чем 300 зенитных и противокорабельных ракет, артиллерия и торпедное вооружение. Тяжелый атомный крейсер проекта 1144 типа "Орлан" — "Адмирал Нахимов" — будет стоять у стенки судоремонтного предприятия "Севмаш" до 2023 года. Модернизация самого мощного в мире корабля в очередной раз затягивается, говорит гендиректор Северного проектно-конструкторского бюро (входит в Объединенную судостроительную корпорацию), в котором создан атомный гигант, Андрей Дьячков. Виноваты в этом смежники, неуспевающие в намеченные сроки поставить необходимое вооружение и оборудование. Американский Forbes даже посетовал по этому поводу, что Москве не под силу возродить "советских монстров".
"По крайней мере с 2013 года ВМФ России пытается перевооружить и модернизировать "Адмирала Нахимова", третий из 250-метровых "Кировцев" (головной корабль серии назывался первоначально "Киров"). Если и когда "Адмирал Нахимов" будет готов, то присоединится к своему младшему брату "Петру Великому" на службе на Северном флоте", — пишет автор издания Дэвид Экс.
Стражи Севера
Серию тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 "Орлан", способных действовать в любой точке Мирового океана, нести гигантский запас ракет, поражающих воздушные, наземные и подводные цели, заложили на Балтийском заводе в Ленинграде в 1973 году. Для понимания масштаба решаемой задачи: крейсер лучше всего сравнивать с 20-этажным домом, у которого шесть этажей находятся под водой. Длина корабля 250 метров, а ширина 29 метров.
Главный строитель корабля Геннадий Старшинов не без гордости сравнивал его с Эрмитажем. "Внутри более полутора тысяч помещений различного назначения, что по количеству и площади больше, чем в знаменитом дворце. Три лифта — два грузовых и один пассажирский. Они пронизывают шесть этажей надстройки. Для размещения экипажа предусмотрены одно- и двухместные офицерские каюты, матросские кубрики от шести до 30 мест, есть сауна с шестиметровым бассейном, душевые и несколько матросских бань. Для отдыха офицеров — салон с бильярдом и фортепиано, для матросов — клуб на 200 мест, который может быть и спортивным залом, оборудованным современными тренажерами.
Автономность корабля определяется и наличием на его борту двухъярусной амбулатории с большим штатом медицинского персонала, есть своя телевизионная студия и типография", — сообщил он во время сдачи флоту последнего из четырех построенных океанских исполинов крейсера "Петр Великий".
Но не это делало "Орлан" поистине уникальным. Каждый из кораблей серии несет на своем борту три вертолета Ка-27, имеет 20 вертикальных подпалубных пусковых установок ударных крылатых ракет комплекса "Гранит", 96 ракет зенитно-ракетного комплекса ПВО корабля дальней зоны поражения "Форт" (аналог сухопутного С-300), 128 ракет комплекса ЗУР "Кинжал" (наземный "Тор"). Есть в арсенале крейсера и артиллерийское вооружение, системы залпового огня.
В движение корабль приводят два атомных реактора, мощности которых вполне хватило бы для обеспечения электричеством небольшого среднероссийского города. Автономность плавания без пополнения продовольственных запасов составляет 60 суток.
В 1996 году последний из четырех построенных мастодонтов советского Военно-морского флота перешел с Балтийского в Баренцево море. Как участник этого похода, могу сказать, что он не обошелся без происшествий. Сначала при выполнении задачи по противодействию нашему ВМФ разбился, ударившись об воду, шведский штурмовик-разведчик "Вигген", его пилот погиб. Это произошло буквально в 700 метрах от борта крейсера на глазах у всех офицеров и матросов, находящихся на ходовом мостике. Затем при испытании паропровода, который должен был выдержать давление 50 атмосфер, лопнул сварной шов. Мощный выброс пара в мгновение наполнил несколько этажей котельной, сварив заживо шесть человек. Спаслись только те, кто в этот момент бросился не на выход из отсека, находящийся на самом верху, а наоборот — вниз помещения, для того чтобы перекрыть вентиль.
Голуби мира
У "Орланов" есть и еще одна тайна. Из четырех построенных кораблей — "Киров", "Адмирал Лазарев", "Адмирал Нахимов" и "Петр Великий" — к закату 90-х только последний был полностью боеготов. Первенцы серии из-за "смежников" сдавались флоту буквально безоружными. Об этом и сейчас косвенно предупреждает Андрей Дьячков, когда объясняет задержку с вводом в строй крейсера "Адмирал Нахимов". Как и в 1973 году, ставка на крейсера слишком высока и военным нет резона принимать абы что с целью отрапортовать о выполнении госпрограммы перевооружения.
В 1996 году от подобного крейсер "Петр Великий" спас, можно сказать, случай. В Санкт-Петербург планировался визит первого президента России Бориса Ельцина. Как обычно, для решения застоялых проблем командование Военно-морским флотом включило в программу главы государства посещение Балтийского завода. Ставка была очень понятной — увидит исполина и даст денег на его достройку. Говорят, что в этот момент произошло еще одно чудо — недострой "утонул" буквально у причальной стенки. В результате инцидента пострадала часть оборудования.
Чтобы не упасть лицом в грязь перед президентом решили, что называется, "в кредит" ставить на крейсер все самое современное и лучшее. Так Борис Николаевич косвенно не только спас корабль, но и поспособствовал тому, чтобы он стал опаснейшим в мировом флоте.
Сегодня, как и тогда, история в чем-то повторяется. "Адмирал Нахимов" — везунчик. Его, как и "Петра Великого", буквально спасают от смерти. Крейсеры "Киров" и "Адмирал Лазарев" реанимации не подлежат. Это притом, что страна сегодня и в перспективе не будет в состоянии строить корабли подобного класса. У нас для этого нет ни верфей, ни четкого геополитического понимания, зачем они нам нужны.
По этому поводу еще в 70-х годах весьма ехидно высказался конструктор главного ракетного комплекса "Орлана" Владимир Челомей. По легенде, во время передачи корабля ВМФ он поинтересовался у тогдашнего главкома флота Сергея Горшкова, не слишком ли дорогую игрушку тот заказал. Каков был ответ, история умалчивает, но сам факт существования таких боевых единиц впечатляет и сейчас.
Броня героя
Андрей Дьячков говорит, что, несмотря на появление новых современных "кораблей XXI века", тяжелые атомные ракетные крейсеры проекта 1144 по-прежнему считаются визитной карточкой, своеобразным символом не только бюро, но и ВМФ России.
"Высокий модернизационный потенциал этих кораблей, заложенный в них при проектировании, позволил провести определенные работы и оснастить "Адмирал Нахимов" самым современным оружием, что делает его сильнейшим боевым надводным кораблем мира", — сообщил Андрей Дьячков.
В этом вопросе конструктор абсолютно прав, так как ни у кого в мире нет ничего похожего. Тогда почему же столь мощный корабль все еще находится у заводской стенки?
Ранее отмечалось, что "Адмирал Нахимов" станет носителем самых современных и перспективных систем вооружений. В этом как раз и есть главная препона.
Изначально планировалось, что вместо 20 "Гранитов" корабль получит новые противокорабельные ракеты "Оникс". Это прямые наследницы советского изделия, но только меньше и совершенней. Как рассказывают конструкторы ракеты из подмосковного Реутова, в одну пусковую шахту П-700 помещается три контейнера с новой. В результате основной ударный боезапас крейсера возрастает до 60 залпов. При этом их особенность в умении действовать в стае и думать.
В вычислительных комплексах ракет заложены представления, или математические образы, того, как выглядит одиночный корабль, авианосная группа, конвой или десантный ордер. В их электронной памяти есть "портреты" каждой из потенциальных жертв. Сбором этих данных занимались все наши подводные лодки и надводные корабли, несшие многомесячную боевую службу в Атлантическом и Тихом океанах и многочисленных морях.
Но самое интересное начинается, когда ракеты начинают атаку. Цель может видеть только одна из них. Но это не помешает ей рассказать "подельницам", кто и что это. Далее машины распределяют между собой роли и хладнокровно разбираются с проблемой. При этом, уничтожив главную цель, они тут же перераспределяют между собой боевые задачи и сокрушают другие корабли.
Но вот нюанс. На смену "Ониксу" уже создан гиперзвуковой "Циркон" — анонсировал президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию. По его словам, максимальная дальность пуска ракеты составит более 1 тыс. км, а скорость полета к цели достигнет 9 Махов (около 11 тыс. км/ч). То есть она сможет пролететь это расстояние менее чем за пять минут. Увернуться от такого удара невозможно, что делает "Циркон" супероружием. "Применение предусмотрено с морских носителей, с серийных подводных лодок и надводных кораблей", — уточнил глава государства.
По словам замминистра обороны Алексея Криворучко, отвечающего за новые вооружения, в стране уже начата модернизация надводных и подводных кораблей под размещение гиперзвуковых ракет. Кроме фрегатов проектов 22350 типа "Адмирал Горшков", новые машины получат корабли проекта 1155 "Маршал Шапошников" и многоцелевая подводная лодка проекта 949А "Иркутск". В ходе модернизации на них будут размещены универсальные пусковые установки 3С14, с помощью которых можно применять крылатые ракеты "Калибр", "Оникс" и "Циркон".
Вообще же потенциальная группировка носителей гиперзвуковых ракет российского ВМФ может быть увеличена в ближайшее время до нескольких десятков носителей. Пусковые установки 3С14 стоят на малых ракетных кораблях типа "Буян" и "Каракурт". В составе флота их 18 штук. Ожидается, что к ним также добавятся два тяжелых атомных крейсера проекта 1144 "Адмирал Нахимов", "Петр Великий" и все имеющиеся восемь ударных атомных подводных лодок 949-го проекта. Работы по "Циркону" планируют завершить до конца этого года. Понятно, что ради этого военные подождут и с окончательным решением перевооружения "Орлана".
Схожая история наблюдается и с новым зенитным ракетным комплексом. Представляется, что вместо С-300 или С-400 "Триумф" на "Адмирале Нахимове" могут установить новейший С-500 "Прометей" (глава госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов сообщал, что его испытания завершатся в 2021 году). На форуме "Армия-2020" вице-премьер Юрий Борисов так же подтвердил журналистам, что для серийного производства "Прометея" уже "идут закупки комплектующих". Правда, при всем при этом никто из первых лиц никогда не говорил о существовании морского варианта такого комплекса. А морская версия всегда отличается. Хотя бы тем, что радиолокационные станции корабля работают в других условиях и режимах, чем их береговые аналоги, — их приходится строить практически с нуля. Это значит, что если флот действительно будет настаивать на самом лучшем, то сроки сдачи крейсера еще больше увеличатся.
Подобное можно предполагать и по другим вооружениям и оборудовании, например по новейшим зенитным ракетно-пушечным комплексам "Панцирь-М". В общем, крейсер —как конструктор "Лего": c помощью маленьких деталей внутри уникального корпуса можно создать нечто неповторимое. Вопрос только в цене и времени.