о последствиях союзнических отношений Соединённых Штатов и арабских стран
«В любом случае, даже без реализации наиболее радикальных сценариев, в ближайшее время региону придётся столкнуться с массированным давлением Америки с целью прекращения любых связей с Россией, прежде всего закупок зерна и оружия. Возможно, Вашингтону удастся заставить всех или какую-то часть арабских стран следовать своим указаниям. Но возможно и обратное — в случае отказа значительной части арабов, особенно нефтяных монархий, следовать приказам Вашингтона это может запустить цепную реакцию обрушения влияния Америки в мире, этому примеру могут последовать и другие её союзники».
Какова природа и последствия союзнических отношений Соединённых Штатов и арабских стран? Ответ на этот вопрос был достаточно прост ещё десять лет назад. Формально Вашингтон обеспечивал «безопасность» этих стран, что на практике означало отсутствие попыток свержения западными спецслужбами местных режимов, поддержку их в борьбе с народными восстаниями и всевозможными повстанцами (которых во время холодной войны часто поддерживал Советский Союз), а также «холодный мир» с Израилем, который при желании мог уничтожить эти страны. С некоторых пор для ряда арабских стран возник иранский фактор, позволивший Соединённым Штатам ещё глубже воткнуть в них крюк.
Однако времена изменились. Израиль постепенно превращается из противника в партнёра для всё большего числа арабских стран. Более того, он может стать союзником в случае обострения борьбы аравийских монархий с Ираном.
«Арабская весна» продемонстрировала, что не всегда стопроцентная верность Америке может спасти арабского диктатора от народного гнева. Более того, Вашингтон может в любой момент переметнуться на сторону восставших, если увидит, что режим зашатался и шансы на его выживание сомнительны.
Появились и новые факторы, отрывающие арабские нефтяные монархии от США, — Китай уже стал главным импортёром их нефти, и эта тенденция, вероятно, будет лишь нарастать, особенно в связи с увлечением Запада играми вокруг «зелёной энергетики».
Всё это подрывает верность арабских союзников Америки их патрону и заставляет смотреть по сторонам в поисках новой опоры. Например, месяц назад на фоне реанимации администрацией Байдена темы убийства журналиста Хашукджи Саудовскую Аравию посетил министр иностранных дел Китая Ван И. В ходе его встречи с наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом последний выразил поддержку китайской позиции по Гонконгу и уйгурскому вопросу, заявил о вере в возрождение Китая в качестве ведущей державы и согласился сотрудничать в развитии сетей 5G — то есть демонстративно занял сторону Китая в самых острых вопросах американо-китайского противостояния. Перед этим гендиректор Saudi Aramco Амин Нассер заявил, что компания будет в приоритетном порядке обеспечивать энергетическую безопасность Китая в течение следующих 50 лет и далее.
Однако и для США времена изменились: сейчас Вашингтон всё меньше готов сам что-то делать для союзников и всё больше нуждается в их ресурсах. И готов активно их принуждать к исполнению долга либо втягивать в свои авантюры с помощью провокаций вроде истории с якобы взрывом чешского военного склада российскими «агентами» Петровым и Бошировым.
В отличие от многих других, у ряда арабских стран (например, у Кувейта) есть реальный моральный долг в отношении Соединённых Штатов. Другие страны Персидского залива, может, и хотели бы перебежать к Китаю, но тот ещё слишком слаб, чтобы защитить их от гнева Вашингтона. Вряд ли переориентация произойдёт в ближайшие несколько лет.
К этому стоит добавить фактор Ирана, который непреклонно движется к обладанию технической возможностью создания ядерного оружия. Израильско-иранские трения и провокации на каком-то этапе вполне могут вылиться в региональную войну, в которой арабские монархии вряд ли смогут остаться в стороне. С учётом приближения этого весьма вероятного события арабским монархиям необходимо обеспечить себе полную поддержку Америки, так что увиливать от американских просьб или приказов будет непросто.
В других частях света вассалы США, в том числе реально рассчитывающие на военную защиту со стороны Вашингтона, вместо неё, наоборот, вынуждены нести все тяготы феодальной зависимости — солдаты Австралии, Эстонии, Грузии и им подобных воюют и гибнут за интересы Америки в Ираке, Афганистане и прочих горячих точках.
Это, в общем, черта, характерная для всех союзников Америки, — все думают, что Соединённые Штаты будут воевать за них, на деле же происходит обратное.
В последние несколько месяцев мы видим непрерывное нарастание антироссийских провокаций со стороны США и Запада, в которые втягивается всё большее количество стран. Армения, Беларусь, Приднестровье, Донбасс стали или могут стать горячими точками. Отношения с Европой / НАТО накаляются до беспрецедентного уровня. Попытка переворота в Белоруссии с планировавшимся убийством президента Лукашенко демонстрирует отсутствие каких-либо ограничений и тормозов в эскалации противостояния с Россией. Параллельно, хотя пока и неудачно, предпринимаются усилия по дестабилизации ситуации в самой России.
В мире назревает конфликт, имеющий все шансы перерасти в глобальный, — война на Украине. В случае начала наступления на республики Донбасса и ответа России шансов на выживание у Украины немного, особенно с учётом обещания Путина, что подобная авантюра будет иметь самые негативные последствия для украинской государственности.
В отличие от многих наблюдателей, я считаю, что Соединённые Штаты могут быть втянуты в прямое военное противостояние с Россией. У них нет страха (по крайней мере у политиков), они считают, что на применение ядерного оружия Россия не решится, а в конвенциональных вооружениях США (и тем более НАТО) многократно сильнее России. Плюс велика инерция: они по-прежнему видят Россию страной-бензоколонкой из 1990-х.
Однако момент своего подключения к конфликту Вашингтон будет оттягивать настолько, насколько это возможно. Также и свою долю участия он будет стараться минимизировать за счёт союзников. США всегда старались создавать коалиции для военных вторжений, теперь же эта коалиция должна быть максимально широкой. На Украине Соединённым Штатам будет противостоять вторая по мощи военная сила планеты — Россия. Если эскалация там дойдёт до реальных боевых действий с вовлечением России, я уверен, что Америка попытается задействовать всех союзников без исключения, в том числе и арабов. Особенно если дела у антироссийской коалиции пойдут неважно.
Как я описал выше, для арабских стран, даже наиболее проамериканских из них, имеющих на своей территории американские военные базы, ситуация с участием в коалиции не так однозначна, как для европейских или тихоокеанских союзников Америки. По большому счёту требование Америки принять участие в коалиции могло бы стать катализатором перехода многих из этих стран в китайский лагерь, однако лишь в случае готовности последнего предоставить им свою защиту. Для этого сам Китай должен оставить надежды на откладывание конфликта с Америкой и встать на тропу открытого сопротивления. Пока мы этого не видим.
В любом случае, даже без реализации наиболее радикальных сценариев, в ближайшее время региону придётся столкнуться с массированным давлением Америки с целью прекращения любых связей с Россией, прежде всего закупок зерна и оружия. Возможно, Вашингтону удастся заставить всех или какую-то часть арабских стран следовать своим указаниям. Но возможно и обратное — в случае отказа значительной части арабов, особенно нефтяных монархий, следовать приказам Вашингтона это может запустить цепную реакцию обрушения влияния Америки в мире, этому примеру могут последовать и другие её союзники.
Ближний Восток — точка уязвимости Америки, ключевой регион, который может решить судьбу существующего мирового порядка. И ситуация там очень шаткая и неоднозначная.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.